Новости

Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2004 год

Опубликован 17 мая 2005 г.

Центральный банк Российской Федерации

I. Платежный баланс

Платежный баланс Российской Федерации в 2004 году оставался устойчивым в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, улучшения внутреннего инвестиционного климата, умеренного укрепления рубля в реальном эффективном выражении.

Профицит текущих операций достиг исторического максимума, государственный внешний долг обслуживался полностью и в установленные сроки, международные резервы прирастали рекордными темпами.

Счет текущих операций

Положительное сальдо счета текущих операций составило 60,1 миллиарда долларов, превысив уровень 2003 года в 1,7 раза (наибольшее значение предыдущих лет - 46,8 миллиарда долларов в 2000 году).

Соотношение базовых параметров платежного баланса в 1996-2004 гг.

Основным фактором явился масштабный рост активного баланса внешней торговли товарами, увеличившегося до 87,1 миллиарда долларов, то есть более чем на 45 процентов по сравнению с сопоставимым периодом. В целом ситуация на международных товарных рынках складывалась для России благоприятной: рост цен на экспортируемые товары опережал увеличение импортных в среднем на 14 процентных пунктов.

Внешнеторговый оборот вырос на 32,0 процента, физические объемы поставок возросли по экспорту на 10,7 процента, импорту - на 18,8 процента.

Изменение экспорта и импорта товаров в 2004 году по сравнению с 2003 годом

Экспорт товаров вырос на 35,0 процента - до 183,5 миллиарда долларов. Около 70 процентов прироста было обусловлено влиянием ценового фактора. Так, средняя контрактная цена на российскую нефть выросла на 30,3 процента, на природный газ - на 3,4 процента, на нефтепродукты - на 29,2 процента. Доля этих минеральных продуктов в экспорте увеличилась незначительно, а именно до 54,7 процента против 54,2 процента годом ранее.

Расширяющийся спрос на металлы со стороны основных его потребителей (в первую очередь США, а также ряда развивающихся стран) оказывал стимулирующее влияние на рост их экспорта. Соответствующие поставки за рубеж увеличились по сравнению с базисным периодом в 1,6 раза, а их удельный вес в структуре экспорта - с 13,8 процента до 16,8 процента.

На долю машиностроения приходилось 7,7 процента, продукции химической и связанных с ней отраслей - 6,6 процента.

Товарная структура экспорта в 2000-2004 гг. (в % к итогу)

Среди крупнейших импортеров российских товаров лидирующие позиции занимали Нидерланды (8,4 процента), Германия (7,3 процента), Италия (6,7 процента), Белоруссия (6,1 процента) и Украина (5,9 процента).

Импорт товаров составил 96,3 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 26,6 процента. Основой роста стоимости ввоза стало интенсивное наращивание физических объемов импортных поставок, связанное с заметным повышением доходов российской экономики.

Свыше половины прироста импорта было обеспечено расширением поступлений из-за рубежа машин, оборудования и транспортных средств, преимущественно из стран дальнего зарубежья. Доля этой товарной группы в совокупном объеме ввезенной продукции возросла с 37,4 до 41,2 процента, а стоимость - в 1,5 раза.

Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в объеме поставок из-за рубежа снизилась с 21,0 до 18,3 процента, в том числе в связи с сокращением физических объемов ввоза по отдельным позициям (сырье для производства сахара, мясо, растительное масло).

Удельный вес третьей по значимости позиции российского импорта - продукции химической и связанных с ней отраслей - равнялся 15,8 процента, что несколько ниже уровня предыдущего года.

Товарная структура импорта в 2000-2004 гг. (в % к итогу)

Основными поставщиками товаров в Россию являлись Германия (14 процентов), Белоруссия (8,6 процента), Украина (8,1 процента), Китай (6,3 процента) и Япония (5,2 процента).

Дефицит баланса международных услуг вырос с 10,9 миллиарда долларов в 2003 году до 13,4 миллиарда долларов - в 2004 году, их оборот увеличился на 24,5 процента - до 54 миллиардов долларов.

Структура экспорта и импорта услуг в 2004 году (в % к итогу)

Экспорт услуг оценивался в 20,3 миллиарда долларов (рост 25,0 процента). В его стоимостной структуре 38,4 процента приходилось на транспортные услуги, 25,8 процента - на категорию "поездки".

Объем транспортных услуг, предоставленных нерезидентам, составил 7,8 миллиарда долларов. По отношению к сопоставимому показателю 2003 года он увеличился на 27,3 процента, главным образом за счет роста стоимости грузовых и пассажирских перевозок.

Экспорт услуг, связанный с пребыванием нерезидентов на территории Российской Федерации с краткосрочными визитами, увеличился на 16,1 процента - до 5,2 миллиарда долларов. Это происходило в условиях снижения числа въехавших в Российскую Федерацию иностранных граждан при увеличении средних расходов на поездку.

Среди остальных категорий наиболее высокими темпами рос экспорт услуг страхования (в 1,6 раза), финансовых и строительных услуг (в 1,5 раза).

Импорт услуг равнялся 33,7 миллиарда долларов, что превышало показатель 2003 года на 24,3 процента.

Наибольшая доля (46,7 процента) пришлась на услуги, связанные с поездками российских граждан за рубеж. Среди остальных категорий значимые объемы были зафиксированы по деловым, профессиональным и техническим (15,7 процента), транспортным (11,5 процента), а также строительным услугам (9,1 процента).

В 2004 году сохранилась тенденция увеличения числа зарубежных поездок резидентов, при этом заметно возросло количество выездов в личных целях. В результате общая стоимость услуг, оплаченных российскими гражданами во время зарубежных визитов, увеличилась на 2,9 миллиарда долларов - до 15,7 миллиарда долларов.

Прирост импорта транспортных услуг на 25,2 процента был связан с увеличением стоимости грузовых и пассажирских перевозок, преимущественно, воздушным транспортом.

Высокие темпы роста наблюдались по импорту финансовых услуг (в 2,2 раза), услуг в сфере культуры и отдыха (в 1,6 раза), а также по категории "роялти и лицензионные платежи" (в 1,5 раза).

Сальдо доходов в форме оплаты труда, сложилось отрицательным: платежи нерезидентам превысили соответствующие поступления на 0,6 миллиарда долларов.

Выплата заработной платы временно работающим в России нерезидентам увеличилась в 1,9 раза - до 1,8 миллиарда долларов. Динамика выплат отразила, в частности, характерный для последних лет рост количественных показателей трудовой миграции.

Доходы российских граждан в форме заработной платы, полученной от нерезидентов, оценивались в 1,2 миллиарда долларов. Рост показателя на 48,2 процента в значительной степени был обусловлен увеличением численности резидентов, работавших за рубежом.

Баланс инвестиционных доходов сложился с отрицательным сальдо в 12,2 миллиарда долларов, уменьшившимся по отношению к сопоставимому периоду на 0,8 миллиарда долларов. Доходы, начисленные к выплате иностранным инвесторам, уменьшились с 23,3 до 20,7 миллиарда долларов, начисленные к получению резидентами по зарубежным активам - с 10,2 до 8,4 миллиарда долларов.

По сектору государственного управления отрицательный баланс инвестиционных доходов составил 3,6 миллиарда долларов. Рост поступлений органов денежно-кредитного регулирования был связан с наращиванием объемов резервных иностранных активов.

По банковскому сектору дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился, но не превысил 0,5 миллиарда долларов. Объем полученных доходов оценивался в 0,9 миллиарда долларов (0,7 миллиарда долларов). Предполагаемые к выплате нерезидентам доходы возросли с 1,0 до 1,4 миллиарда долларов, в значительной степени - за счет процентных платежей.

Потоки доходов, генерируемые сектором нефинансовых предприятий, оставались одним из решающих факторов, определявшим величину и динамику сальдо баланса инвестиционных доходов всей экономики. В сравнении с 2003 годом объем операций данной категории сократился. В целом доходы нефинансовых предприятий по всем видам иностранных активов снизились на 2,3 миллиарда долларов и оценивались в 4,4 миллиарда долларов. Доходы нерезидентов от инвестиций в реальный сектор также сократились - с 16,8 до 13,9 миллиарда долларов. Таким образом, отрицательный баланс доходов сектора равнялся 9,6 миллиарда долларов (в 2003 году дефицит составлял 10,1 миллиарда долларов).

Дефицит баланса текущих трансфертов равнялся 0,8 миллиарда долларов. В структуре потоков превалировали операции нефинансовых предприятий и домашних хозяйств. В полученных трансфертах на них приходилось 71,9 процента, в выплаченных - 91,4 процента. По сектору домашних хозяйств основу трансфертов составляли денежные переводы работающих: поступления по данной категории равнялись 1,1 миллиарда долларов, выплаты - 2,7 миллиарда долларов.

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

Счет операций с капиталом

Отрицательное сальдо капитальных трансфертов составило в отчетном году 1,6 миллиарда долларов (в 2003 году - 1,0 миллиарда долларов).

По сектору государственного управления зафиксирован дефицит в 0,9 миллиарда долларов: поступило трансфертов на сумму 0,5 миллиарда долларов (списание долга перед нерезидентами, включая дисконт, полученный при урегулировании задолженности бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества), предоставлено в пользу нерезидентов - 1,4 миллиарда долларов (прощение долга ряду развивающихся стран по итогам переговоров о его реструктуризации).

Баланс капитальных операций сектора домашних хозяйств также сформировался дефицитным в 0,7 миллиарда долларов. Трансферты, связанные с выездом российских граждан на постоянное место жительства за рубеж, оценивались в 1,1 миллиарда долларов, из них 0,8 миллиарда долларов приходилось на страны дальнего зарубежья. Стоимость имущества и финансовых активов, ввезенных иммигрантами в Россию (главным образом из стран СНГ), равнялась 0,4 миллиарда долларов.

Финансовый счет

Прирост иностранных обязательств резидентов оценивался в 2004 году в 30,9 миллиарда долларов (в предыдущем - 27,9 миллиарда долларов).

Функциональная структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2004 году*

507_8.gif;

Обязательства федеральных органов управления снизились на 2,6 миллиарда долларов, в том числе, как отмечалось выше, за счет прощения части задолженности бывшего СССР - на 0,5 миллиарда долларов. В общий итог входит и прирост обязательств перед нерезидентами, возникших в результате операций на вторичном рынке с государственными ценными бумагами, номинированными в иностранной и национальной валютах. Увеличение объема финансовых требований нерезидентов по этой линии превысило 3 миллиарда долларов.

Привлечение новых займов было незначительным: 0,7 миллиарда долларов поступило в рамках долгосрочных соглашений с международными финансовыми организациями и правительствами иностранных государств для финансирования инфраструктурных проектов.

Субъекты Российской Федерации также не осуществляли масштабных заимствований. Их внешние обязательства приросли на 0,2 миллиарда долларов.

Внешние пассивы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились.

Платежный баланс Российской Федерации за 2004 год (аналитическое представление)

I квартал II квартал III квартал IV квартал 2004 г.
Счет текущих операций 12 782 13 526 15 365 18 436 60 109
Торговый баланс 17 656 20 463 23 792 25 234 87 145
Экспорт 37 289 43 188 48 469 54 506 183 452
сырая нефть 11 702 13 663 16 739 17 187 59 289
нефтепродукты 3 856 4 507 5 291 5 615 19 269
природный газ 5 680 5 010 5 130 6 033 21 853
прочие 16 051 20 009 21 310 25 671 83 040
Импорт -19 632 -22 725 -24 678 -29 272 -96 307
Баланс услуг -2 521 -3 192 -4 408 -3 289 -13 410
Экспорт 3 909 4 984 5 918 5 478 20 290
транспортные услуги 1 571 1 954 2 090 2 177 7 792
поездки 866 1 351 2 031 978 5 225
прочие услуги 1 472 1 679 1 797 2 324 7 272
Импорт -6 430 -8 177 -10 326 -8 767 -33 700
транспортные услуги -759 -886 -1 076 -1 165 -3 886
поездки -2 823 -3 771 -5 711 -3 425 -15 730
прочие услуги -2 848 -3 520 -3 539 -4 177 -14 084
Баланс оплаты труда -83 -133 -217 -171 -603
Баланс инвестиционных доходов -2 271 -3 425 -3 342 -3 185 -12 224
Доходы к получению 4 737 -857 1 947 2 602 8 429
Доходы к выплате -7 009 -2 568 -5 289 -5 787 -20 652
Федеральные органы управления -711 -442 -1 618 -635 -3 406
Доходы к получению 1 204 289 71 96 1 660
Доходы к выплате -1 915 -731 -1 689 -731 -5 066
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) -11 -64 -12 -58 -146
Органы денежно-кредитного регулирования 294 255 417 423 1 388
Доходы к получению 330 287 458 466 1 542
Доходы к выплате -36 -33 -41 -44 -154
Банки -141 -135 -134 -73 -483
Доходы к получению 153 196 221 301 871
Доходы к выплате -294 -332 -356 -373 -1 354
Нефинансовые предприятия -1 703 -3 038 -1 994 -2 842 -9 577
Доходы к получению 3 050 -1 629 1 196 1 739 4 356
Доходы к выплате -4 754 -1 408 -3 190 -4 581 -13 933
Баланс текущих трансфертов 0 -187 -459 -153 -799
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -2 615 -9 237 -9 731 13 109 -8 474
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) -745 -191 -180 -508 -1 624
Финансовый счет (кроме резервных активов) -1 870 -9 047 -9 551 13 617 -6 850
Обязательства ("+" — рост, "-" — снижение) 9 745 2 327 33 18 824 30 929
Федеральные органы управления -668 -1 341 -1 114 495 -2 628
Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги) 2 239 -736 422 921 2 846
выпуск 900 0 0 0 900
погашение (график) -2 192 -324 -636 -194 -3 346
корпусов -1 310 0 -1 0 -1 311
купонов -882 -324 -635 -194 -2 035
реинвестирование доходов 637 522 533 544 2 237
вторичный рынок 2 893 -934 525 571 3 055
Ссуды и займы 76 802 -1 592 -493 -1 207
Использование 189 162 89 264 704
погашение (график) -1821 -652 -1 681 -757 -4 912
реструктуризация 1 708 1 292 0 0 3 000
Просроченная задолженность -3 004 21 50 62 -2 871
накопление 52 52 52 64 219
погашение /реструктуризация -3 056 -31 -2 -2 -3 090
Прочие обязательства 22 -1 427 5 5 -1 396
Субъекты Российской Федерации 150 41 -94 138 235
Органы денежно-кредитного регулирования 642 172 -1 533 762 43
Кредиты МВФ -450 -479 -446 -275 -1 651
Прочие обязательства 1 092 651 -1 087 1 037 1 694
Банки 433 -994 1 378 6 556 7 373
Нефинансовые предприятия 9 188 4 449 1 395 10 874 25 906
Прямые инвестиции 4 818 -380 227 6 322 10 988
Портфельные инвестиции 1 357 593 -551 -630 770
Ссуды и займы 3 009 4 232 1 714 5 177 14 132
Прочие обязательства 3 3 5 5 16
Активы, кроме резервных ("+" — снижение, "-" — рост) -11 615 -11 373 -9 584 -5 207 -37 779
Федеральные органы управления -131 -184 69 132 -114
Ссуды и займы 269 530 208 235 1 241
Просроченная задолженность 34 -653 -148 -180 -947
Прочие активы -435 -61 10 77 -408
Органы денежно-кредитного регулирования -1 066 -869 1 358 -699 -1 276
Банки -3 643 -2 258 -505 2 845 -3 562
Нефинансовые предприятия и домашние хозяйства -6 774 -8 062 -10 506 -7 485 -32 827
Прямые и портфельные инвестиции -4 228 953 -2 705 -3 356 -9 336
Наличная иностранная валюта 3 145 -381 -1 438 2 098 3 425
Торговые кредиты и авансы 296 -582 -908 -811 -2 005
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений -47 20 -174 91 -110
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами -5 850 -7 538 -6 709 -5 753 -25 850
Прочие активы -91 -534 1 428 246 1 048
Чистые ошибки и пропуски -3 409 755 889 -4 634 -6 400
Изменение валютных резервов ("+" — снижение, "-" — рост) -6 758 -5 043 -6 523 -26 911 -45 235

Примечание: В данные платежного баланса могут вноситься изменения (преимущественно в течение года после первой публикации).

Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2004 году

Фактически в погашение основного долга по обязательствам органов государственного управления, а также органов денежно-кредитного регулирования в части кредитов МВФ выплачено 8,5 миллиарда долларов. Платежи по новому российскому долгу составили 5,6 миллиарда долларов (66,4 процента общей суммы выплат), в их числе 1,3 миллиарда долларов - в погашение еврооблигаций Российской Федерации, выпущенных в 1997 году. По задолженности бывшего СССР осуществлено платежей на сумму 2,9 миллиарда долларов (33,6 процента), из них в пользу Парижского клуба кредиторов - 2,1 миллиарда долларов (24,6 процента).

Показатели, характеризующие платежеспособность страны в части государственной задолженности, в условиях роста экспортных доходов существенно улучшились. Коэффициент обслуживания государственного внешнего долга (отношение суммы платежей, включая проценты, к экспорту товаров и услуг) снизился с 9,5 до 6,6 процента, а относительно доходов консолидированного бюджета суммарный объем выплат уменьшился с 10,7 до 7,1 процента.

Прирост внешних пассивов частного сектора по отношению к 2003 году не изменился и находился на достаточно высоком уровне в 33,3 миллиарда долларов: прирост внешних заимствований коммерческих банков уменьшился на 3,9 миллиарда долларов (до 7,4 миллиарда долларов), в то время как по нефинансовым предприятиям он, напротив, возрос примерно на такую же величину (до 25,9 миллиарда долларов).

По состоянию на 1 января 2004 года иностранные банковские обязательства оценивались в 27,5 миллиарда долларов, на конец отчетного периода - в 37,1 миллиарда долларов. В их структуре заметно снизилась доля краткосрочных финансовых инструментов - с 60,0 до 48,9 процента. Долговые обязательства, номинированные в иностранной валюте, составляли 89,0 процентов. На доллары США приходилось 80,9 процента, на евро - 7,0 процента, доля рублевых пассивов снизилась до 11,0 процента.

Продолжение читайте в следующем номере.