19.05.2005 02:35
    Поделиться

    Елена Панина: Россия быстро "вырастет", реформировав оплату труда

    Благодушное и безмятежное настроение зала исчезло в мгновение. Более того, выступление Е.В. Паниной не раз прерывалось аплодисментами. Участники съезда не могли не заметить и реакцию президента РФ В.В. Путина не столько из-за критической части выступления, сколько из-за высказанных неординарных предложений. Суть их, ставшая позже базой для глубокой научной разработки экономической модели развития страны, легла в основу письма, направленного Еленой Паниной президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Сегодня Е.В. Панина - гость нашей рубрики.

    Автор

    Панина Елена Владимировна родилась в Смоленской области в семье учителей. Окончила Московский финансовый институт и Высшую коммерческую школу при Академии внешней торговли СССР. Доктор экономических наук, профессор.

    С 1992 года возглавляет Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей.

    Является вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, председателем Координационного Совета руководителей промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа.

    С 2002 года - председатель Российской объединенной промышленной партии - Промпартии.

    Депутат Государственной Думы ФС РФ второго и четвертого созывов, заместитель председателя Комитета по экономической политике.

       компетентно

    Платить так, чтобы не было мучительно стыдно

    За прошедшие полгода от съезда РСПП развитие экономики России, рост социальной напряженности в обществе окончательно убеждают в необходимости срочного изменения внутренней политики в стране.

    Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура последних лет позволила сформировать и постоянно наращивать финансовые активы государства. В то же время каждый четвертый россиянин влачит существование за чертой прожиточного минимума. Зато по числу долларовых миллиардеров Россия уступает только США. Обнищание людей в стране, "лопающейся" от денег, где к тому же очень сильны традиции социальной справедливости, рождает массовое разочарование во власти, синдром обманутых надежд. В такую горючую смесь достаточно бросить искру, чтобы она заполыхала революцией, и отнюдь не бархатной. Желающих же такой костер разжечь на протяжении всей истории России было немало.

    Между тем анализ существующих тенденций, детальный просчет возможностей на основе специально выстроенной математической модели показывают, что быстрый и устойчивый экономический рост в России возможен и реален. Причем во главу угла всех экономических преобразований ближайших лет должны стать реформа оплаты труда и повышение доходов населения, которые решают не только социальные проблемы, но и становятся трамплином для экономического подъема во всех отраслях российской экономики.

    Предлагаемый в настоящее время вариант повышения зарплат бюджетникам и пенсий эти задачи не решит. Во-первых, потому что он носит сугубо затратный характер и не стимулирует рост производительности труда в материальной сфере, а во-вторых, при отсутствии серьезных антиинфляционных и антимонопольных мер эта прибавка будет очень быстро "съедена" искусственным повышением цен и тарифов.

    Пенсионный фонд посчитал: для того чтобы удвоить пенсии, требуется около 900 миллиардов рублей дополнительных средств. Примерно столько же необходимо на увеличение зарплат бюджетникам. Это больше, чем ожидается в Стабилизационном фонде к концу нынешнего года. А дальше что? Высокие цены на нефть не вечны. В этом году должен войти в строй нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который начнет поставлять на рынок каспийскую нефть в обход России. Экспорт российской нефти может замедлиться также по внутренним причинам. Уже сейчас загрузка мощностей в экспортно-ориентированных отраслях почти достигла уровня 1990 года, а новых производственных мощностей за эти годы практически не создано. Так что рассчитывать на "валютный дождь" уже не придется. И те люди, которым повысили зарплату, станут жить беднее, чем сейчас.

    Не менее очевиден и экономический спад, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Инфляция набирает обороты. Только за 2 месяца 2005 года, по данным Росстата, цены выросли на 3,9 процента, значит, за год набежит не меньше 24 процентов.

    Полагаю, что правительство видит эту опасность. Однако, на мой взгляд, далеко не всем членам кабинета министров достает профессионализма, государственного мышления, опыта масштабного управления страной. Мне кажется, нынешнее правительство ощущает себя временным. Министры озабочены тем, как бы в своих креслах усидеть.

    Кроме того, сегодня существуют фактически два центра экономического управления: один - в правительстве, другой - в Кремле. Конституция, которая определяет, что власть в Российской Федерации делится на законодательную, исполнительную и судебную, ничего не говорит о правовом статусе власти президентской. На мой взгляд, это существенный пробел. Очевидно, что роль Кремля более весома. Почему бы тогда законодательно не закрепить то, что экономическую стратегию страны определяет президент РФ, а правительство в большей степени выполняет технические функции и реализует поставленные перед ним задачи. Это тем более необходимо, если мы хотим за короткий срок добиться подъема экономики и реального повышения доходов населения.

    Экономический маневр

    Четко выстроенные цели и задачи требуют не менее четкого их исполнения. Так вот, для реализации этих задач необходимо совершить целый ряд действий.

    Реформа заработной платы должна носить комплексный характер, охватывать рыночный и нерыночный секторы экономики и преследовать следующие основные цели:

    - решение социально-экономических проблем населения;

    - повышение платежеспособного спроса на внутреннем рынке и рост инвестиционной активности;

    - реструктуризация валового внутреннего продукта в части повышения удельного веса заработной платы (для сравнения: в РФ уровень зарплаты в ВВП около 30 процентов, в развитых странах Европы и США - 60 - 70 процентов).

    Каким образом осуществить этот экономический маневр? Думаю, тривиальные методы здесь не подходят. В рыночном секторе экономики необходимо предложить бизнесу обеспечить существенный рост оплаты труда на своих предприятиях в обмен на снижение налогового бремени. Расчеты показывают, что прирост зарплаты на 77,8 процента за три года полностью покрывается снижением в течение этого периода налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 10 процентов и единого социального налога (ЕСН) с 26 до 15 процентов. Кроме того, остаются еще "лишние" 167 миллиардов рублей, которые можно "отдать" бюджетникам.

    Что мы получим?

    Такой рост заработной платы и одновременное снижение налогов позволят добиться увеличения производительности труда и ВВП даже на существующих производственных мощностях. К примеру, в 2000 г. рост зарплаты сопровождался повышением производительности труда в 1,5 раза. Таким образом, повышение стимулов к труду в совокупности с рядом мер, направленных на расширение инвестиционной активности, дадут прирост ВВП за три года на 31,9 процента (по годам - 10,3 процента, 10,7 процента и 10,9 процента). А это расширение налоговой базы: акцизов, налогов на внешнеэкономическую деятельность, на имущество и других, которые полностью перекрывают выпадающие доходы бюджета от снижения НДС.

    Кроме того, удвоение оплаты труда - это для государства удвоение подоходного налога. Даже с той зарплаты, которая показывается официально. А по моим данным, примерно, 40,6 процента, или 1 триллион 840 миллиардов рублей, зарплат люди получают в конвертах. Налоги на оплату труда платить просто невыгодно. Если же мы снижаем ЕСН до 15 процентов, то, по самым скромным подсчетам, не менее 50 процентов зарплаты выйдет из тени. Таким образом, к налогооблагаемой базе прибавятся еще 900 миллиардов рублей. Эти доходы плюс часть профицита бюджета и закрывают вопрос повышения доходов населения в два раза везде: и работникам предприятий, и бюджетникам, и пенсионерам.

    Кстати, монетизация льгот происходит сейчас при "голом" населении. А повышение зарплаты в два раза за три года уменьшает часть госрасходов на жилищные субсидии. У населения появляется возможность платить. А это значит, что в коммунальной отрасли наконец появляется рынок. Меняется социальное поведение людей. Имея деньги, они могут выбирать. Не надо забывать, что у нас колоссальный профицит бюджета. Мы спокойно можем его уменьшить. Бюджет не будет дефицитным. Просто к концу третьего года профицит с сегодняшних 4,6 процента уменьшится до 1,8 процента. При этом не "проедаются" ни Стабфонд, ни золотовалютные резервы.

    Считаем бюджетные деньги

    Интересный факт. Два последних года правительство, представляя в Госдуму проект бюджета на следующий год, искусственно занижает прогнозные показатели, создавая себе своего рода "заначку", или, как бы сказали раньше в советской торговле, "неучтенку". В конце прошлого года при рассмотрении бюджета на 2005 год Экспертный совет по экономической и инвестиционной политике, который я возглавляю в Думе, насчитал "спрятанных" доходов почти на 150 миллиардов рублей только по факту занижения цены на нефть. В расчет бюджета правительство приняло 28 долларов за баррель, тогда как к тому времени она уже составляла 31 доллар. Ни обоснованность доводов, ни авторитетность членов Экспертного совета не заставили правительство, а вместе с ним и Бюджетный комитет Госдумы изменить позицию.

    Не прошла и предлагаемая мной поправка, обязывающая правительство ежеквартально вносить в Думу на утверждение сверхплановые доходы и расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Ну и что мы имеем? За первый квартал 2005 года план по доходам перевыполнен почти в 2 раза. За январь - апрель федеральный бюджет исполнен с профицитом в 618 миллиардов 811 миллионов рублей, что составляет 10,6 процента к ВВП. Куда пошли эти деньги, не знают ни парламент, ни общество, так как закон по-прежнему не предусматривает ежеквартальных отчетов правительства по исполнению бюджета. С такой "прозрачностью" расходования государственных средств не будет доверия ни у инвесторов, ни у населения.

    На Стабфонд никто не покушается

    Важнейшим фактором, наряду с существенным повышением доходов населения, который необходимо задействовать для подъема российской экономики, я считаю введение в оборот части накопленных финансовых резервов. Вот где необходимы средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы Центробанка. Их надо заставить "работать" на модернизацию экономики, причем не только на возвратной основе, но и с приращением.

    Государство постоянно призывает российский и иностранный бизнес, частных инвесторов вкладывать средства в нашу экономику. А само предпочитает накопленные финансовые резервы держать за рубежом. Извините, но дураков нет. Если государство демонстрирует неверие в возможности эффективных инвестиций в российскую экономику, то откуда возьмется доверие у других инвесторов? За первый квартал 2005 года, по данным экспертов минэкономразвития, отток капиталов из России составил 19 миллиардов долларов. И хотя эта цифра не была подтверждена минфином, все хорошо понимают: бегство капиталов из России принимает панический характер. И пример этому показывает само государство. Кроме уже упоминавшегося мной размещения в зарубежных банках Стабфонда и ЗВР в разработанном правительством трехлетнем финансовом плане предусмотрено даже сокращение госинвестиций: в 2006 году - всего 330,8 миллиарда рублей, что меньше, чем в 2005 году.

    Тогда как должно быть наоборот. Бюджетным кодексом предусмотрено 500 миллиардов рублей неприкасаемого запаса Стабилизационного фонда. Сегодня в нем 858 миллиардов рублей, а до конца года просчитывается 1 триллион 200 миллиардов рублей. По золотовалютным резервам мы опередили Германию, Швейцарию, США, а до конца года должны выйти на пятое место в мире, то есть иметь резерве около 200 миллиардов долларов. На мой взгляд, здесь также необходимо законодательно установить незыблемый запас, примерно 85 - 90 миллиардов долларов, на уровне Федеральной резервной системы США. Средства свыше неприкосновенных запасов - и Стабфонда и ЗВР - необходимо концентрировать в фонде модернизации и заставить работать на национальную экономику. В первую очередь на подъем обрабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, создание инфраструктуры.

    Если есть "лишние" деньги, куда их девать?

    Схемы использования средств через фонд модернизации разнообразны. Приведу лишь те, которые представляются наиболее перспективными.

    Использование финансовых накоплений государства как гарантийного фонда при эмиссии акций (либо долгосрочных конвертируемых облигаций) компаний из перспективных отраслей. При этом методе риск ускорения инфляции минимален, так как происходит перераспределение капиталов внутри экономики. Опыт показывает, что под гарантии на 3 миллиарда долларов возможно привлечь до 10 миллиардов долларов долгосрочных инвестиций, то есть соотношение один к трем. Сейчас у нас на рынке ценных бумаг в основном сырьевые компании. Появятся госгарантии - на фондовый рынок выйдут и другие отрасли. А это важнейший инструмент привлечения инвестиций и перелива капиталов из сырьевых в обрабатывающие отрасли. Под госгарантии придут инвестиции из-за рубежа. Скорее всего российские же деньги из офшоров. В своем Послании Федеральному Собранию президент сказал об амнистии капиталов, но капитал придет только тогда, когда будут гарантии его эффективной работы.

    Правительство ломает голову над механизмом использования части средств Стабилизационного фонда на российскую экономику таким образом, чтобы средства не ушли по нецелевому назначению, а попросту говоря, чтобы их не разворовали. А между тем у нас практически не используется государственный лизинг. К примеру, государственная лизинговая компания может из средств фонда модернизации закупить нефтеперерабатывающий завод по цене 5 - 6 миллиардов долларов и передать его в лизинг российским производителям. Окупаемость таких заводов примерно три года. Таким образом, государство вернет в Стабфонд затраченные средства, да еще с процентами. Кроме того, будет созданы рабочие места, а стоимость экспорта нефтепродуктов в 2 - 2,5 раза выше сырой нефти.

    То же самое с древесиной. Сейчас мы в основном гоним на экспорт лес-кругляк, причем по очень низкой цене, а наш рынок все больше занимают пиломатериалы, мебель импортного производства. Тогда как поставка гослизинговой компанией деревообрабатывающего оборудования, причем не обязательно иностранного производства, запуск этих заводов в эксплуатацию меняют ситуацию. И внутренняя экономика работает, и экспорт постепенно меняет сырьевую направленность. То же самое относится и к оборудованию по переработке сельхозпродукции, рыбных ресурсов и других природных богатств России. При этом финансовые резервы государства не только не разворовываются, так как поставляется готовое оборудование, а возвращаются сполна и приносят прибыль.

    Средства сверх неприкосновенных лимитов Стабфонда и золотовалютных резервов можно также направить на создание инфраструктуры малого и среднего бизнеса, который сегодня практически лишен доступа к материальным и финансовым ресурсам. Можно проводить сколько угодно совещаний в Москве, "круглых столов" и симпозиумов, но пока не будут созданы материальные и финансовые условия для его развития, дело с мертвой точки не сдвинется.

    Инфляцию победить трудно, но сдержать можно

    Важнейшим условием реализации предлагаемого сценария развития является комплекс мер по сдерживанию инфляционных процессов.

    При росте ВВП за три года на почти 32 процента увеличение предложения товаров и услуг составит в среднем за год 9 - 10 процентов. Потенциалом связывания доходов является также постепенный переход к стопроцентной оплате услуг ЖКХ. Граждане наконец получат средства для долгосрочных вложений, например в строительство жилья. Потребуется уменьшить ряд статей государственных расходов. Таким образом, ожидаемый уровень инфляции по годам может составить 10,4 процента, 10,6 процента, 8,8 процента, что значительно ниже темпов роста доходов населения: 24,9 процента, 27,9 процента и 29,6 процента.

    Конечно, этот расчет базируется на экономических процессах, которые будут происходить в связи с увеличением денежной массы в обращении. Искусственное же повышение цен вследствие монопольного сговора и картельных соглашений способно уничтожить любые прибавки зарплат и пенсий. Поэтому с этими явлениями государство обязано бороться самым решительным образом. Однако, полагаю, только действий властей здесь не хватит. Потому что за каждым контролером нужно поставить еще одного контролера, и так до бесконечности. Необходимо включать общество как важнейшую составляющую экономических преобразований.

    Рыночный вариант согласия

    Как известно, ни одно экономическое чудо в мире не случалось без соучастия в нем власти, населения и бизнеса. Нет такого прецедента. Экономический подъем происходил тогда, когда было некое согласие в обществе. Понимание того, что нужно делать. Согласование позиций может быть осуществлено в рамках общественного договора. В договоре стороны должны публично зафиксировать свое согласие со следующими действиями в экономике:

    - увеличение реальной заработной платы в компаниях внебюджетного сектора на 70 - 80 процентов за три года;

    - антимонопольное соглашение производителей. Иными словами, все поставщики товаров и услуг на российский рынок в дополнение к государственному антимонопольному регулированию отказываются повышать цены на свою продукцию более чем на 2 процента в квартал и 7 процентов в год в течение трех лет;

    - ежегодное увеличение экспортерами сырьевой и первичной продукции своих поставок на российский рынок не менее чем на 10 процентов;

    - уменьшение налогового бремени на компании, принявшие на себя обязательства по росту зарплаты и самоограничения по росту цен.

    Этот общественный договор должны подписать представители основных союзов большого, среднего и малого бизнеса, крупных корпораций, власти, профсоюзов плюс средств массовых информации. Только таким образом можно поставить общественный заслон монопольному сговору, коррупции, воровству, разбазариванию государственных средств на нецелевое использование.

    Идею общественного договора пытались реализовать и прежде. Однако не получалось. В первую очередь потому что не было конкретных целей для договора. А договор - это всегда конкретика. Здесь впервые появляются конкретные условия: мы вам снижаем налоги - вы повышаете зарплаты, мы вам создаем фонд модернизации и даем оборудование в лизинг - вы не превышаете цены сверх согласованного уровня. Договор - ось, вокруг которой объединится общество.

    К примеру, газеты публикуют списки компаний, которые нарушают общественный договор. Сегодня в бизнесе появилось такое понятие, как имидж. Компании стали заботиться о репутации. Серьезно заговорили о социальной ответственности: кто-то стипендии платит, кто-то помогает муниципалитетам, детским садам и школам. Сегодня у 80 процентов компаний есть серьезные социальные программы. И даже малый и средний бизнес начал подтягиваться. В общем, бизнес стал более цивилизованным. В этой связи роль СМИ и общественного арбитража возрастают так же, как и на Западе.

    Вот, например, 3 года назад премьер-министр Великобритании Тони Блэр был на грани отставки, когда газеты опубликовали данные о том, что его жена не совсем законным путем купила две роскошные квартиры. Пришлось в свое время оправдываться и президенту Франции Ж. Шираку. Французское общественное мнение было негативно настроено к нему в связи с излишними тратами на отдых членов президентской семьи. Мне могут возразить: "Так это не такие большие страны, там все видно". У нас тоже все видно. Просто мы к общественному порицанию относимся с недоверием. Между тем Россия уже подошла к тому моменту, когда этот фактор надо включать. А если точнее сказать, не подошла, а начала возвращаться к своим традициям. Ведь в России влияние общественной морали всегда было очень высоким.

    Подводя итоги

    Хотелось бы особо подчеркнуть, что предлагаемая модель экономического развития России отличается прежде всего тем, что:

    - во-первых, снимает социальное напряжение в обществе, так как повышает мотивацию к труду всех слоев населения возможностью "заработать" на достойный уровень жизни;

    - во-вторых, заставляет "работать" средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы Центробанка на модернизацию национальной экономики, а не на проедание или инвестирование в экономики других государств. Причем на возвратной основе и с приращением;

    - в-третьих, создает условия для быстрого экономического подъема всей экономики страны;

    - в-четвертых, предлагает механизм консолидации власти, бизнеса и общества, что в нынешней ситуации имеет исключительное политическое значение.

    В последнее время мы много говорим о происходящих в соседних государствах "цветных" революциях, о вероятности реализации подобных сценариев у нас. На мой взгляд, осознание тревоги за будущее России должно наконец подвигнуть власть и общество к совместной созидательной работе.

    Иллюстрации:

    Поделиться