Восемь стран Средиземноморья стали ассоциированными участниками ЕС

Упомянутые договоренности достигнуты в ходе недавних межправительственных и межпарламентских совещаний в Дублине, Неаполе и Каире. Такая политика Брюсселя соответствует программам ЕС "Друзья-соседи" и "Перекрестное партнерство", предусматривающим постепенную отмену ограничений на торговлю и сотрудничество стран-членов ЕС с соседними государствами-членами ВТО (об этом сообщали "РБГ" и "СОЮЗ"). Большинство пошлин и других ограничений на импорт, например, из Армении, Молдавии, Грузии и Киргизии-членов ВТО, Брюссель уже отменил или существенно снизил.

Договариваются альянсы

Не только с Брюсселем, но и, подчеркнем, со средиземноморскими странами-членами ЕС договаривалось Экономическое сообщество стран Магриба (Ливия, Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Западная Сахара), с которым ассоциированы Египет с Суданом, сирийско-ливанская зона свободной торговли и Египет с Иорданией - члены общеарабской таможенно-тарифной зоны. Россия же, напомним, ведет экономические переговоры с ЕС, во-первых, почти исключительно на наднациональном уровне - то есть с руководствами Еврокомиссии и самого Евросоюза. А во-вторых - вне рамок российско-белорусского Союза и ЕврАзЭС. Как показывает практика, это ослабляет российские позиции на фоне, можно сказать, внешнеэкономической "антанты" большинства стран - членов ЕС и еврозоны.

В отличие от Магриба Россия предпочла "дорожные карты" и схожие документы статусу ассоциированного члена ЕС, хотя именно ассоциированный статус - это подтверждает опыт, подчеркнем, почти 60 стран-ассоциированных участников Евросоюза, в том числе арабо-средиземноморских, - гарантирует не только сырьевым, но и промышленным товарам и услугам из этих стран стабильное долговременное присутствие в государствах-членах и ЕС, и еврозоны.

Арабо-средиземноморские же страны добились от ЕС, в частности, поэтапного снижения пошлин и увеличения квот на экспорт своей именно промышленной продукции, причем около трети ее ассортимента - конкуренты российских аналогов (химикаты, текстиль, кожгалантерея, нефтепродукты, медикаменты, металлоизделия, рыбо- и мясопродукты, плодоовощные полуфабрикаты и консервы, газовые полуфабрикаты и сжиженный газ, услуги по строительству и ремонту морских судов). Вдобавок эти страны будут ограничивать импорт тех товаров и услуг, сбыт которых ограничивается в регионе ЕС. Это, в частности, касается многих изделий химической промышленности, металлургии и зерна. Между тем именно арабское Средиземноморье является третьим по объемам поставок рынком экспорта зерна и химикатов из России. Плюс к этому ассоциация с ЕС этих стран предусматривает и приоритетность экспорта именно туда производственных капиталовложений.

Проще говоря, к 2010 году планируется сформировать общерегиональный средиземноморский рынок товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, примыкающий не столько к еврозоне и ЕС, сколько к средиземноморским странам-членам Евросоюза. Напомним и о том, что недавно введены в действие новые газопроводы из Магриба в регион ЕС, причем магрибскому газу в Европе гарантировано максимальное ценовое и сбытовое благоприятствование.

Региональные акценты вместо глобальных

По экспертным оценкам, регионализация европейской интеграции обусловлена противоречиями в самом ЕС, подтвержденными итогами недавних референдумов по европейской конституции во Франции и Голландии (более того - правительства Дании, Греции и Чехии недавно выступили за пересмотр этого документа, предлагая ослабить его, скажем так, директивно-транснациональный характер). Заметим, что средиземноморские страны-члены ЕС вместе с миниатюрными государствами региона (Сан-Марино, Андорра, Монако) давно договорились о согласованной внешнеэкономической политике, в том числе в отношении Магриба и Леванта.

Кстати, именно республика Сан-Марино еще в первой половине 1980-х предложила создать Средиземноморскую зону свободной торговли, включая Адриатический регион, а немного позже Мальта с Сан-Марино выступили за поэтапную интеграцию со Средиземноморской Европой Северной Африки и Восточного Средиземноморья. Как удалось узнать автору этих строк в 1996 году в Фиорентино (Сан-Марино), такие переговоры неофициально начались в середине 1980-х в Борго-Маджиоре (Сан-Марино), а с середины 1990-х годов они получили официальный статус и стали проводиться в "обычных" странах ЕС и Средиземноморья. Похоже, то была инициатива Евросоюза: сперва с помощью средиземноморских "офшорных карликов" дополнить географическую взаимозависимость Евросоюза и Средиземноморья финансово-экономической, а затем напрямую договариваться со средиземноморскими соседями.

В беседе с корреспондентом "Российской бизнес-газеты" посол Туниса в РФ Мохаммед Белладжи отметил: "Не только страны-члены ЕС, но и весь этот блок заключили соглашения с Тунисом и его соседями в связи с их ассоциированным статусом в ЕС по всему спектру экономических взаимоотношений, включая квоты, пошлины, графики поставок, инвестиционные приоритеты, условия кредитов, режимы транзита, визового обмена. Это позволяет избегать внезапностей и односторонних санкций, делая наши отношения с ЕС долгосрочно предсказуемыми".

С учетом нынешних акцентов в региональной политике Евросоюза и его средиземноморских участников резонно предположить, что приоритеты европейского диалога России будут определяться не только в Брюсселе, но и в столицах стран-членов ЕС.

Между тем

Появляются сообщения о том, что страны Вышеградской группы (Чехия, Австрия, Венгрия и Словения) планируют в ближайшее время начать координацию своей внешнеторговой политики и провести переговоры с Брюсселем о временной отсрочке высоких пошлин и ограниченных квот на торговлю со странами, не участвующими в ЕС. О схожих планах высказываются правительственные чиновники не участвующих в еврозоне Дании и Швеции. Недовольство запретительными ограничениями Брюсселя во внешнеэкономических связях высказывается на официальном уровне и в Эстонии (в Тарту недавно состоялась национальная экономическая конференция именно по этой проблеме), Литве, Польше. Это может быть выгодно России и другим странам СНГ, промышленная продукция которых по-прежнему с трудом проникает на еврорынок. Резонно предположить, что с учетом упомянутых тенденций переговоры по этим вопросам впредь будут идти не с наднациональными европейскими структурами.

Пересмотр дотационной политики в отношении стран - "новобранцев" ЕС, на котором настаивают влиятельные правительственные чиновники Франции, Голландии, Греции, Дании, Швеции, Чехии, Финляндии и Люксембурга, тоже ослабляет международные позиции еврозоны. По экспертным оценкам, на политику Европейского центробанка и на стабильность евро окажет сильное влияние и состав нового правительства Франции: тамошняя антишираковская коалиция требует включить в него коммунистов, "национал-голлистов" (лепеновцев) и антиглобалистов, что не только кардинально изменит внутри- и внешнеэкономическую политику Франции, но и может спровоцировать отделение от нее Корсики и некоторых других регионов, в том числе зарубежных территорий. Эти факторы тем более повлияют на дееспособность именно наднациональных (брюссельских) предписаний ЕС.