Компетенция налоговых органов установлена Законом N 943-1, в том числе статьей 7. Этот закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса РФ и является действующим.
Отсутствие аналогичной нормы в части первой Налогового кодекса РФ, по мнению ВАС РФ, не лишает налоговые органы прав, предоставленных Законом N 943-1, регламентирующим их деятельность. При этом суд отметил, что полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач.
Обосновывая свое решение, ВАС РФ сослался на правовую позицию Конституционного суда РФ в определении от 25.07.2001 г. N 138-О и признание абзаца третьего пункта 11 ст. 7 Закона РФ N 943-1 соответствующим Конституции РФ.
Права налоговых органов установлены статьей 31 Налогового кодекса РФ. Первоначальной редакцией части первой Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1999 года, было предусмотрено право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Затем Федеральным законом от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" данная норма из статьи 31 НК РФ исключена.
Это дало основание полагать, что обращение в суд налоговых органов о признании сделок недействительными не отнесено к их компетенции. Так, в постатейном комментарии к части первой Налогового кодекса РФ Шаталов С.Д., заместитель министра финансов РФ, указал, что исключив данную норму наряду с другими из новой редакции статьи 31 НК РФ, "законодатель признал, что они достаточно чужеродны для налоговых органов и относятся скорее к компетенции правоохранительных органов".
Однако до настоящего времени действует Закон РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьей 7 которого определены права налоговых органов. В частности, абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона РФ N 943-1 по-прежнему предусмотрено право налоговых органов предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего, полученного по таким сделкам.
Таким образом, одна и та же норма из статьи 31 НК РФ исключена, а в статье 7 Закона РФ N 943-1 сохранена.
Так вправе ли налоговые органы предъявлять иски о недействительности сделок?
Мнения арбитражных судов по этому вопросу разделились.
Поддержал налогоплательщиков ФАС Северо-Западного округа. В постановлении от 29.04.2003 г. по делу N А56-25714/02 ФАС Северо-Западного округа указал, что ссылка налогового органа на пункт 11 статьи 7 Закона РФ N 943-1 не может быть принята во внимание.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории России и не вошедшие в перечень утративших силу документов, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. Статья 31 Налогового кодекса не наделяет налоговые органы правом предъявления исков о признании сделок недействительными, а в силу статьи 53 АПК РФ государственные органы вправе обратиться с исками в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Не изменилась позиция ФАС Северо-Западного округа и спустя два года. В постановлении от 27.01.2005 г. по делу N А56-13804/04 суд повторил свои выводы. По мнению суда, налоговые органы наделены правом заявлять в арбитражные суды только те иски, предъявление которых согласно подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ отнесено к их компетенции. Тот факт, что перечень исков не является закрытым, не дает налоговому органу права на обращение в суд с иском о признании сделки недействительной, поскольку такое право должно быть прямо предусмотрено федеральным законом. ФАС Северо-Западного округа отметил, что "в настоящее время при определении объема процессуальной правосубъектности налоговых органов следует исходить из приоритетного значения норм, содержащихся в Налоговом кодексе".
Также суд не принял во внимание и жалобу налогового органа, что при вынесении решений судов первой и апелляционной инстанций не было учтено определение Конституционного суда РФ от 25.07.2001 г. N 138-О. ФАС Северо-Западного округа указал, что "названным определением разъяснялось постановление данного суда, принятого до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании законодательства, действовавшего на момент его принятия".
Конституционный суд в определении от 25.07.2001 г. N 138-О признал право налоговых органов предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено в п. 11 ст. 7 Закона РФ N 943-1. Но данное определение было принято по ходатайству МНС России о разъяснении постановления КС РФ от 12.10.1998 г. N 24-П, то есть решения, вынесенного до вступления в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Но многие федеральные арбитражные суды, анализируя те же нормы статьи 31 НК РФ и статьи 7 Закона РФ N 943-1, пришли к противоположному выводу: поддержали налоговые органы, констатировав их право на предъявление исков о признании недействительности сделок. Такая позиция судов отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 21.04.2003 г. по делу N КГ-А40/2161-03, 27.12.2004 г. по делу N КГ-А40/11895-04, ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 г. по делу N А55-1941/04-40, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2005 г. по делу N Ф04-1501/2005(8513-А27-13).
Причем в последних двух решениях суды, принимая сторону налоговых органов, руководствовались позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 08.06.2004 г. N 226-О.
Конституционный суд еще раз подтвердил свою позицию, изложенную в определении от 25.07.2001 г. N 138-О, и указал, что положение п. 11 ст. 7 Закона РФ N 943-1 не противоречит Конституции Российской Федерации. Вместе с тем КС РФ подчеркнул, что вопрос правильности применения в конкретных делах тех или иных положений Налогового кодекса РФ, Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" относится к компетенции арбитражных судов.
В связи с полярностью принимаемых решений арбитражными судами и налоговые органы, и налогоплательщиков, безусловно, интересовало, какую позицию изберет Высший арбитражный суд. И такое решение состоялось.
Таким образом, и Конституционный суд, и ВАС РФ подтвердили полномочия налоговых органов в части предъявления исков о признании сделок недействительными. Однозначная позиция высших судебных инстанций дает дополнительные аргументы налоговым органам и способна нивелировать сложившуюся арбитражную практику.
От редакции
В связи с постоянными изменениями в налоговом законодательстве, неоднозначной трактовкой отдельных его положений читатели могут задать интересующие вопросы в редакцию газеты. Ответы на них будут подготовлены нашими постоянными авторами - специалистами Палаты налоговых консультантов.