16.06.2005 02:00
    Поделиться

    Александр Розенбаум подарил гомельскому музею семейные реликвии

    Предок Александра Розенбаума до революции был известным гомельским коммерсантом и издателем

    Гомельские корни Александра Розенбаума до сих пор не дают покоя местным поклонникам артиста (равно как и его черниговские корни не дают покоя соответственно черниговским поклонникам). Волнения по этому поводу возникают периодически и приурочены обычно к приезду артиста в город. Обязательно кто-либо делает "открытие": оказывается, прадед Александра Яковлевича по материнской линии Артур Соломонович Миляев был видным гомельским предпринимателем, общественным деятелем, хозяином и редактором газеты "Гомельская копейка". Лет пять назад, во время очередного приезда Розенбаума в Гомель, один из газетных рекламистов даже пытался заполучить артиста в соучредители "Гомельской копейки" - с тем, чтобы ее возродить.

    Между тем личность Артура Миляева любопытна и без привязки к знаменитому правнуку. Если копнуть чуть глубже, выясняются интересные подробности.

    ...Александр Розенбаум, родившийся в Ленинграде в 1951 году, мог побывать в собственном гомельском особняке - в качестве посетителя. Некоторые историки утверждают, что дом Миляева был разрушен во время войны. На самом деле здание в числе немногих уцелело после бомбардировок 1943 года и благополучно простояло чуть ли не до начала

    1970-х. В нем располагались разные учреждения. Дом снесли, когда расширяли улицу.

    - Ярко-красное 2-этажное здание на Замковой, 68, было возведено в так называемом "кирпичном стиле", - рассказывает историк Евгений МАЛИКОВ. - Над входом располагался кованый балкон, выше - пятискатная башенка, такие были в моде у гомельских богачей начала прошлого века. Вдоль карниза шла вывеска "Гостиница Континентъ". Первый этаж с витринами Артур Миляев сдавал коммерсантам. Номера одной из лучших в Гомеле гостиниц располагались на втором этаже. В 1911-м здесь же разместились редакция "Гомельской копейки" и типография.

    "Гомельская копейка" издавалась с июня 1911 года, провозгласив себя "дешевой, беспартийной, прогрессивной газетой". Она представляла собой ежедневный рекламно-информационный листок, стоивший 4 копейки. Должно быть, Артур Соломонович немало подивился бы, узнав, что его издание вызвало такой ажиотаж век спустя. Половину площади занимали объявления о театральных спектаклях и лекарствах, половину - новостные заметки: через Гомель прошел состав с пленными немцами; неудовлетворительные темпы телефонизации; опытный кучер ищет место. Издатель и сам периодически публиковал свои соображения, например, на тему удручающего бескультурья местного населения... Главным конкурентом "Копейки" считалось более смелое и радикальное "Полесье" - перепалка издателей порой принимала любопытные формы.

    Александр Розенбаум передает гомельскому музею семейные реликвии. Фото: "СОЮЗ"

    В 1917-м "Копейка" закрылась - недостаточно революционными оказались взгляды редактора. Когда в 1918 году пришли немцы, газета выходила под названием "Гомельская жизнь".

    14 января 1919 года красные прогнали немцев, а спустя три дня ревком закрыл издание "за антисоветскую пропаганду".

    В городе с тех пор выходила одна газета "Путь Советов" (прообраз нынешней "Гомельской правды"). Между тем бывший издатель продолжал появляться на газетных страницах - уже в ином качестве. О настроениях и нравах гомельской публики можно судить по тогдашним статьям. Удивительно, что одним из главных действующих лиц во многих заметках чаще других оказывался как раз... гражданин Миляев.

    "Путь Советов", 08.07.1919: "Миляев прогуливался со знакомым. Неуважительно отзывался о ЧК, где жестоко обращались с арестованными. Извинился за свои необдуманные слова, за то, что солгал и клеветал". В этой связи, кстати, показательна переписка, в которой участвуют чиновники и руководители местной ЧК. По стилю и языку - обычная скучная административно-хозяйственная "тягомотина" с жалобами, отписками, резолюциями. Интересна тема. Руководитель одной из больниц недоволен постоянными расстрелами, которые проходят рядом с корпусом - части тел потом таскают по двору собаки, а это деморализует выздоравливающих красноармейцев. Предлагается более удобное, по мнению городских властей, место. Чекисты резонно возражают - там тоже плохо, за казнями наблюдают местные жители, да и трупы потом воруют родственники...

    Вообще гомельское общество 1919 года представляло собой гремучую смесь, в которой сосуществовали черносотенцы и сионисты, последователи дореволюционного "Союза русского народа" и члены действовавшей тогда Объединенной еврейской социалистической рабочей партии (тогда еще не отменили многопартийную систему), либеральные идеалисты, к которым относился Миляев и бандиты-реалисты... Социал-демократические идеи уживались с красным террором.

    "Путь Советов", 30.10.1919. Заметка "Налет": "28 октября в 9 часов вечера в квартиру Миляева по Замковой, 68, ворвалась банда из шести вооруженных. Бандиты принялись есть стоящий на столе ужин. Тем временем гр. Миляев вышел из дому, и после долгих усилий удалось вызвать наряд милиции, которая открыла стрельбу по грабителям, которые, схватив корзину белья, скрылись через черный ход".

    То, что сегодня кажется курьезом, тогда вряд ли вызвало бы веселье. О том, как сложилась судьба прадеда Александра Розенбаума при Советах, приходится судить во многом по таким заметкам. Возможно, в совокупности все это и стало причиной переселения в Ленинград в начале 1930-х...

    Во время недавнего приезда в Гомель Александр Розенбаум передал музею несколько копий старых снимков и открыток, адресованных прадеду. Главный хранитель музея Татьяна ШОДА сообщила, что экспонаты будут использованы в экспозиции, посвященной знаменитым выходцам с Гомельщины.

    - Эта история, помимо прочего, говорит о том, как тесен мир, - рассуждает Татьяна Алексеевна. - Ведь не исключено, и даже скорее всего, что Миляев, входивший в городскую элиту, контактировал и с дедом знаменитой балерины Михаилом Плисецким, который владел здесь книжным магазином, и с гомельскими предками авиаконструктора Сухого...

    Поделиться