Европейская конституция повисла в воздухе, если уже не канула в Лету. После решительного "нет" французов и голландцев основному закону ЕС число тех, кто будет голосовать на референдумах против Евроконституции в странах, где предполагается их проведение, резко возросло. Пойдут ли европейские лидеры против воли своих народов? Второй вопрос, который обсуждается в Брюсселе, бюджет Евросоюза на 2007-2013 годы. Французская газета "Фигаро" убеждена: договориться не удастся. Великобритания не хочет платить в бюджет больше, чем платит сейчас, а Франция и слышать не хочет об урезании субсидий на сельское хозяйство.
В чем причина кризиса ЕС? Различие позиций отражает усиливающееся разочарование в союзе его участников. Союз не придал импульса развитию европейской экономики. И, как следствие, повышению жизненного уровня европейцев. Скорее наоборот. Ежегодный рост ВВП Евросоюза в последние пять лет не превышал 1,25 процента. В США - 3 процента. Не сбывается зафиксированная в документах ЕС надежда превратить экономику союза к 2010 году "в самую конкурентоспособную в мире".
Теперь уже понятно, что форсированное расширение Евросоюза на Восток преследует в большей степени политические, чем экономические цели. Для экономики союза оно обернулось тяжелым бременем. Не случайно в канун брюссельского саммита ЕС новый премьер-министр Франции Доминик де Вильпен, выступая перед депутатами в Национальном собрании, подчеркнул, что включение в 2004 году в ЕС десяти новых членов стало одной из главных причин французского "нет" на референдуме. Успокоительные заверения председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу о том, что компромисс, мол, "где-то рядом", мало кого обнадеживают. Ему делать подобные заявления положено по долгу службы.
Беда, однако, в том, что Баррозу, видимо, не учел ситуации, сложившейся вокруг Евроконституции в Германии. Федеральный президент Хорст Кёлер демонстративно отказался подписать документ о ратификации конституции ЕС, который еще в мае с большой помпой и значительным большинством одобрили обе палаты немецкого парламента - бундестаг и бундесрат.
Кёлер сослался на то, что ему якобы необходимо подождать вынесения вердикта Конституционного суда ФРГ по иску депутата от Христианско-социального союза (ХСС) Петера Гаувайлера. Он оспаривает законность ратификации и требует проведения референдума по Евроконституции, как во многих других странах Евросоюза.
Предпринятый под смехотворным предлогом и крайне болезненный для канцлера Герхарда Шредера и его "красно-зеленого" правительства "удар в спину" многие немецкие политики объясняют партийной ангажированностью Кёлера, которого на президентский пост возвела оппозиция - Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (ХДС/ХСС). В результате на саммит ЕС в Брюсселе Шредер приехал без ратифицированной Евроконституции. Более того, немецкий канцлер, который накануне саммита в Брюсселе призывал всех участников к компромиссу по проблеме бюджета на 2007-2013 годы и обещал увеличить немецкие взносы, оказался связанным по рукам и ногам. Пока Кёлер не подпишет Евроконституцию, Шредер не имеет права давать какие-либо обещания или брать обязательства от имени Берлина в отношении будущего ЕС. Так что в Брюсселе канцлер превратился в своеобразного свадебного генерала, которому остается только делать хорошую мину при плохой игре.