На этом заседании стороны обсудят 20 позиций. Будут рассмотрены вопросы внедрения пластиковых карт - для платежей и провоза транзита. Стороны обменяются мнениями, как лучше использовать деньги, находящиеся на счетах банков. Пойдет речь об упрощении таможенных процедур и вступлении наших стран в ВТО. Но главная интрига саммита заключается в вопросе номер двенадцать, который звучит несколько неуклюже: "О проекте Положения о порядке формирования и использования средств специального фонда (или специального счета) для финансирования межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС". В чем здесь загвоздка?
В 2003 году на таком же заседании Межгоссовета президенты приняли "Приоритетные направления", которые стали своеобразным "маршрутным листом" для всей организации. Но неожиданно ЕврАзЭС споткнулось. И на казалось бы вполне безобидном "ухабе", который можно обозначить репликой героя знаменитого романа: "Когда же мы будем тратить наши деньги?" И не только когда, но что еще важнее - как?
Что, к слову, свидетельствует об относительном финансовом благополучии организации. Еще пять лет назад, когда она создавалась, делить было нечего.
Что предлагает Россия? Создать так называемые счета в рамках ЕврАзЭС. А генеральный секретарь становится распорядителем средств. Он же обеспечивает поступление денег на счета Интеграционного комитета или секретариата ЕврАзЭС, которые потом уходят на целевые программы.
Казахстан предложил другой вариант: создать Инвестиционный фонд пяти государств и финансировать программы через Межгосударственный банк, который сегодня работает вполсилы. И в банке, и в фонде можно было собрать молодых, грамотных людей, менеджеров с рыночной подготовкой. Так сказать, новое поколение евразийцев. По поручению Межгоссовета деньги бы направлялись на те или иные проекты.
Любопытно, что при обсуждении проекта (а эксперты самых разных уровней крутили документ несколько месяцев) ЕврАзЭС "раскололась" на две неравные части. Белоруссия проголосовала за российский вариант, Киргизия и Таджикистан предложили взять за основу документ, подготовленный в Казахстане.
Ни одно из предложений не прошло. Свои разногласия комиссия постоянных представителей передала на заседание Интеграционного комитета, который формируется из высших правительственных чиновников пяти стран (министры и вице-премьеры). Но и там не удалось найти взаимопонимания. Теперь вся надежда на президентов.
Читатель, безусловно, заинтересуется: а какова, собственно, цена вопроса? Речь идет о солидных средствах. Примерно в три миллиарда долларов. Поскольку именно в эту сумму обойдется реконструкция и строительство новых гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане.
В этих странах ситуация неодинаковая. Пока Киргизия была увлечена идеями "тюльпановой революции" и выборами президента, таджики искали инвесторов. И почти нашли. Причем не только в России, но и в Иране, который был рад занять пустующую нишу.
Таджикистан давно хотел найти инвесторов. Поскольку Сангтудинская станция заморожена еще с советских времен. Эмиссары из соседней страны выразили желание поучаствовать в развитии таджикской энергетики. Но Республика Таджикистан склонилась к тому, чтобы решить эту проблему в рамках ЕврАзЭС. Этот вопрос был рассмотрен на заседании Межгоссовета. Россия взялась ответить: сколько потребуется средств и как быстро они окупятся. Эксперты пришли к выводу: проект выгоден. И может окупиться в обозримом будущем. Поскольку электроэнергия, выработанная здесь, может быть переброшена через территорию Киргизии, Узбекистана и Казахстана в Сибирь и на Урал. Строительство станции еще не начато, а в прошлом году Россия уже получила дешевую электроэнергию из Центральной Азии. "В прошлом году было отправлено 800 тысяч киловатт-часов. Расчеты показали, что такой транзит выгоден всем странам региона", - сообщил "Российской газете" заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Серик Примбетов. А генеральный секретарь сообщества Григорий Рапота высказывается еще более оптимистично: "Нас критиковали: сообщество повторяет ошибки СНГ. Принимается много хороших решений, а где же практические дела? Чиновники "держали удар" и объясняли, что сначала нужно создать правовую базу. Хотя понимали, что общественности надо предъявить более весомые доказательства. И вот в сообществе наметился долгожданный поворот". По мнению Г. Рапоты, каким бы ни было решение Межгоссовета, оно придаст новый импульс в интеграционных процессах и ускорит развитие экономики в наиболее депрессивных регионах стран содружества.