Преступные сообщества, по мнению специалистов, еще не назовешь организованными. Но если оставить все, как есть, то воровские группы вполне могут стать устойчивыми формированиями — с четкой структурой и руководством, распределением ролей, планированием операций и т.п. Уже сейчас действия преступников напоминают налеты в духе батьки Махно. Только вместо телег и лошадей используются автомобили. В настоящий момент в судопроизводстве находится почти десяток уголовных дел, возбужденных по фактам хищения металла с поездов на территории Облученского района.
Девять тонн украденного с поезда железа - это полчаса организованной работы
Раньше разграбление поезда, везущего переплавленный или прессованный металл, проходило по обычной, самой что ни на есть крестьянской схеме. Злоумышленники, заметив, что в парке на станции остановился «металлический» состав, забирались в вагоны и сбрасывали оттуда слитки или просто куски железа. В Облучье меняются экипажи локомотивов, и времени у преступников всегда достаточно. При определенной удаче можно накидать тонну-другую лома.
Сейчас встречаются операции позаковыристей. Например, устраивают замыкание в электросистеме дороги, что нарушает работу светофоров, и экипажи поездов вынуждены прекращать движение. К поезду, который останавливается обычно на подходах к станции, подгоняется машина, и лихие люди таскают металл из вагонов прямо в кузов. Времени на операцию отводится минимум. К месту остановки поезда может прибыть милиция. Самая большая партия железа, снятая с поезда и зафиксированная в милицейских протоколах, составляет девять тонн. Это полчаса организованной работы.
Облик преступников не укладывается в привычный образ «черного» металлиста — этакого полубомжа, добывающего средства на спирт. Чтобы провернуть операцию с остановкой поезда, нужно обладать не только специальными знаниями, но и определенной информацией. Например, о графике движения поездов и видах грузов. Добыть ее можно двумя способами: взять или купить у специалистов на станции, либо устроить внешний наблюдательный пункт и вычислить примерную схему движения поездов. Это уже не тянет на заурядное воровство. И хотя банды создаются на раз (рвануть и рассыпаться), кто даст гарантию, что преступники, собравшиеся на одну ночь, не захотят продолжить «сотрудничество»?Удивительно, но еще никто из владельцев грузов не обратился с претензиями к руководству стальной магистрали. Здесь только готовятся расширить функции ведомственной охраны. Кроме того, недавно руководство отделения дороги проинформировало представительство президента в ДФО о происходящем и попросило оказать содействие линейной милиции.
Прокуратура же предлагает ужесточить наказание пойманным на месте преступления металлистам. Пока ни один из налетчиков, чье дело было доведено до суда, не получил реального срока. Все отделались условным наказанием. Экономический ущерб от него подсчитать практически невозможно, поэтому во внимание нужно принимать совсем другое — возможные последствия нападений на поезда. Ведь были отмечены случаи, когда металл преступники сбрасывали на рельсы прямо во время движения поезда, через люки полувагонов. Куски железа, летящие на землю, могли попасть под колеса, повредить тормозную, сигнальную системы состава. А это уже прямой путь к катастрофе.
Но все — и милиция, и прокуратура, и железнодорожники — сходятся в одном. В первую очередь нужно навести порядок на пунктах приема металлического лома. Когда сюда приносят слиток железа, отлитый на металлургических комбинатах, нетрудно догадаться, что он украден на железной дороге. Тем не менее, краденый металл бесследно исчезает в хранилищах местных перерабатывающих предприятий. Ни одно из них еще не было лишено лицензии и закрыто.
Поэтому, не дожидаясь, пока на дороге будет наведен порядок и не имея другого выбора, владельцы металла сами изобретают способы безопасной перевозки. Вот последнее ноу-хау: на пол полувагона кладут листы металла, в середину груз, а наверх полутонные железные «кубики». Такой бутерброд без подготовки и спецтехники из состава выдернешь.