23.06.2005 03:20
    Поделиться

    В пятницу решится вопрос, когда и как Россия вступит в ВТО

    Завтра в Женеве решится, когда и как Россия вступит в ВТО

    Считается, что момент выбран более чем удачно. В августе ВТО не работает, с сентября начнется подготовка к конференции в Гонконге. Именно сейчас идеальный момент, чтобы напомнить о себе. И если министр финансов, а тогда еще и вице-премьер, Алексей Кудрин в декабре 2002 года столь же ювелирно выбрал час (в буквальном смысле) для своего десанта в Женеву, чтобы вывести переговоры из мертвой фазы, то сегодня г-ну Грефу предстоит изящно подтолкнуть процесс к завершению.

    Риск "навредить" тоже велик: увидев слишком активное желание России закрыть вопрос к декабрю, иностранные партнеры могут выдвинуть новые требования, которые, как они думают, мы в горячке "проглотим". Но руки у них скованы: еще никто не знает, какие проблемы министр обозначит как приоритетные. Ожидается, что после речи г-на Грефа в зале заседаний (на которую, по традиции, последуют комментарии переговорщиков) министр встретится с ключевыми делегациями, состав которых пока также не известен.

    Никто пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение, гуляющее по кулуарам, что Россия и США завершат переговоры на юбилейной сессии ООН в сентябре. Хотя осведомленные люди говорят об этом как о деле решенном, официально все отрицается. Но правда заключается в том, что, если это случится, психологический эффект от этого события будет, во-первых, высок, а во-вторых, у России еще останется время до декабря, чтобы воспользоваться этим эффектом и завершить переговоры со всеми другими странами. "Мы и в самом деле можем завершить все переговоры к середине октября", - говорит наш осведомленный источник. Процесс интенсивен настолько, что даже люди из гущи переговоров не могут сказать, со сколькими еще странами точно нам осталось договориться, сколько может появиться подписанных протоколов. Но "упрямцы" взирают на переговоры России с США. А что там?

    По словам наших переговорщиков, позиция США хороша хотя бы тем, что она понятна и логична. За исключением пары вопросов. Первый - требование США, чтобы Россия разрешила создавать на своей территории прямые филиалы иностранных банков и страховых компаний. По мнению российской стороны, это вопрос чисто политический: у Штатов якобы нет ни единого экономического обоснования, что им это выгодно. Наши даже опросили американский бизнес, и тот заявил, что ему все равно, создавать "дочки" или прямые филиалы. Россия мотивирует свое нежелание допускать филиалы так: в случае кризиса филиал можно легко убрать из страны, просто закрыв офис и распустив сотрудников по домам, как это было в Аргентине. Правда, позиция России заметно ослабляется тем, что многие в нашей собственной стране полагают: в "мирное время" филиалы дают более крупные и дешевые кредиты, более качественные страховые услуги, что явно на руку нашему бизнесу. Перед глазами - пример Украины, которая решила не спасать свою разваленную банковскую систему и просто пустить в нее иностранцев.

    О втором неприятном моменте стараются не говорить вслух, из чего можно сделать вывод, что о благополучном разрешении спора, вероятно, доложит сам г-н Греф (хотя это может оказаться и не так). Газовые претензии Штатов выглядят логичными: с помощью газа, как известно, делают удобрения, которые у россиян получаются, соответственно, более дешевыми, чем у американцев. Производители несут убытки и давят на свое правительство. Напомним, что с аналогичными требованиями выступал год назад и ЕС, однако накануне саммита Россия-ЕС в Москве весной прошлого года эта проблема неожиданно ушла в песок и наши страны подписали протокол о завершении переговоров. До сих пор остается загадкой, что же мы тогда взамен предложили ЕС и какой аргумент наши приберегли для США.

    Может быть, этим аргументом станут самолеты. ВТО, как известно, требует от России вообще беспошлинно ввозить иностранные самолеты. Производители против, авиакомпании, вынужденные летать на старье, "за". Нулевых пошлин не будет - это ясно. Но вот вдруг осведомленные люди заговорили о том, что окончательное решение "самолетного" вопроса стоит отложить до момента (и ждать его очень недолго), когда правительство России объявит свои планы о создании государственного авиастроительного концерна. Уже ясно, говорят наши источники, что концерн не будет производить весь модельный ряд авиационной техники, а сосредоточится на отдельных моделях. Стало быть, можно попросить защиты для того, что будем делать, и либерализовать (хоть и не до нуля) то, что делать не будем. Конструкция "газ в обмен на самолеты" пока выглядит достаточно вероятной. В самом деле, в "газовом вопросе" России есть, что возразить США: ВТО не запрещает субсидирование, не запрещает государственное регулирование цен, к тому же "слишком дешевым" российским газом пользуются в равной степени все, кто работает на внутреннем рынке, стало быть, с точки зрения ВТО все чисто. Одна беда: эти аргументы абстрактной логики слабо работают, если не подкреплены уступками. Разумная уступка по самолетам - это далеко не то, чего ждали от нас, но это - уступка.

    И последнее. Кажется, г-н Греф перед поездкой посоветовался еще и с астрологами, поскольку никто не мог предположить, что случится в Киеве накануне ее. А там парламент этой страны провалил пакет законопроектов, подготовленных правительством ради присоединения к ВТО. Почему - понятно: слишком широкие уступки и вообще разгул либерализма, на которые готово пойти правительство, напугал промышленное лобби незалежной. Для России же важно то, что теперь, похоже, нас нельзя шантажировать киевским фактором: "Украина согласилась на нулевую пошлину, вы просите 10, может, сойдемся на 5?"

    Судьба, но главным образом многолетняя работа нашей делегации подготовили для г-на Грефа идеальную почву, как уверяют, для триумфа. Конечно, присоединение к ВТО в глазах многих вовсе и не триумф, а серьезный вызов нашей экономике, но для министерства, перед которым высшим руководством страны поставлена задача - вступить, вступление - это как минимум выполнение задания.

    Евгений Арсюхин

    ЖЕНЕВА

    Поделиться