23.06.2005 00:00
    Поделиться

    Евгений Никитин: "Я хотел въехать в Москву на белом коне"

    - Несколько дней назад в Москве завершился международный театральный фестиваль "Славянский венец", и Гран-при достался спектаклю "Ты помнишь, Алеша?" Драмтеатра Белорусской армии, где вы сыграли главную роль. Скажите честно, предполагали победу? Ведь до этого ваш спектакль стал лауреатом уже трех театральных форумов, а в мае на Московском международном телевизионно-театральном фестивале "Этот День Победы" за свою роль комкора вы получили приз как лучший актер...

    - Ну, момент неожиданности есть всегда. Хотя... Пожалуй, где-то в глубине души сомнений в победе не было. Потому что накануне Москва приняла нас замечательно. И некоторые зрители, видевшие "Алешу" на прошлом фестивале, специально пришли посмотреть нас еще раз. Держали меня за кулисами несколько часов!

    - Ветераны?

    - В основном люди в возрасте. Думаю, молодым все-таки сложно проникнуться психологизмом этого спектакля. А у старшего поколения он затрагивает нечто свое, выстраданное... Зрители несли столько энергии любви в наш адрес! И спрашивали у меня, почему я до сих пор не в Москве.

    - Кстати, а почему вы не в Москве? В российском кино снимаетесь вроде много?

    - Как бы вам это объяснить... Образно говоря, я хотел въехать в Москву на белом коне. Сейчас, кстати, чувствую, что гораздо ближе к этому, чем когда-либо прежде. Но, понимаете, мне уже не 20 лет, и не 30, я сформировавшийся человек и не готов жертвовать всем ради туманных перспектив. Хотя могу сказать, что после этих двух московских фестивалей получил несколько творческих предложений, может быть, что-то и приму. Но я не стремлюсь покидать свой театр, хочу оставить за собой этот спектакль. Возможно, удастся найти компромисс...

    - В одном из недавних интервью известного драматурга и худрука театра Белорусской армии Алексея Дударева я прочла, что актеры, по его мнению, здесь искренне счастливы...

    - Ну, счастье такая условная штука... Скорее можно рассуждать о моральном комфорте. А мне комфортно тогда, когда есть свобода для творческого самовыражения. Даже если я создаю себе этот комфорт путем конфликтов, сложных взаимоотношений с режиссерами. Ведь по натуре я очень требовательный человек и могу сказать режиссеру, что он меня не устраивает как режиссер, потому что свои спектакли предпочитаю делать сам, выстраивая свою роль так, как сам ее чувствую. И пускай мне пришлось сменить несколько театров, считаю, что Бог меня миловал, подарив несколько больших, мощных ролей.

    - И что вы считаете своими этапными ролями?

    - Во-первых, роль Евхима в спектакле театра Янки Купалы "Люди на болоте". Буштец в спектакле по пьесе Дударева "Рядовые". Аметистов в "Зойкиной квартире" - это уже в экспериментальном театре драмы и комедии, помните, в конце 80-х у нас развивалось такое хозрасчетное движение? Там у меня был оглушительный успех! Правда, сыграл я в этом спектакле раз 15 или 20, а потом ушел из театра.

    - Все по той же причине?

    - Нет, были проблемы личного порядка. В творческом плане я там, кстати, пользовался абсолютной свободой. Но режиссером была женщина. И как человека она зажимала меня страшно, понимаете, у нее была страсть, ревновала меня к каждому столбу. Поэтому у нас и не сложилось. Пришлось все бросить... Стал писать стихи, начал петь, выступать соло. Я в этом плане как Онегин - помните, "имел он счастливый талант... коснуться до всего слегка"? Вот и я так - и мебель делал, и машины могу ремонтировать... Лиши меня сцены - как мужчина не пропаду.

    - И все-таки вы вернулись на сцену?

    - Это тоже длинная история. Я ж машины гонял из-за рубежа, как говорят сейчас, хорошо поднялся. Хотя, конечно, занятие то еще... Представляете, ночами за мной ехала вереница из 12 автомобилей (ночью риск встречи с бандитами меньше), а там разного возраста люди, а ты с одной картой. Вот так и ездил с 92-го по 98-й год, нагрузка мощнейшая... Тогда же снялся в американском фильме - съемки проходили в Гомеле и Минске, в цирках. И вот в Гомеле познакомился с цирковой семьей из цирка Никулина. Сошлись на почве котов - и у меня, и у них тогда были красивенные такие персы, так и сдружились. Однажды эти циркачи, уже неплохо знавшие мою жизнь и видевшие мою работу на съемочной площадке, стали убеждать меня вернуться на сцену, дескать, иначе счастья не будет. И правда - я тогда зарабатывал очень большие деньги, но куда-то уходило все, как-то бестолково все было. Решил послушаться своих друзей. Вернулся в Русский театр... А потом прочел новую пьесу Дударева и понял, что это моя роль.

    - То есть в театр Белорусской армии вы пришли за спектаклем?

    - Не совсем чтобы за спектаклем. В общем-то, Дударев - мой драматург. Потому что выписывает таких целостных, мощных людей, настоящих, живых. Они у него в любой ситуации все равно сильные люди, такого хорошего славянского типа.

    - А как вы считаете, можно ли в наше время сказать что-то новое о последней войне?

    - На мой взгляд, все новое - это хорошо забытое старое. Тема минувшей войны сегодня особенно актуальна в связи с тем, что жизнь измельчала, сейчас предать человека - это, как говорится, на три пятнадцать... Не зря ведь, наверное, женщины утверждают, что не стало настоящих мужиков.

    - Ну, я полагаю, женщины так во все времена говорили, женской душе всегда хочется совершенства...

    - Возможно. Но лично для меня чем жестче пресс жизни, тем интереснее жить. Все мои жены постоянно меня упрекали, что не могу жить спокойно, всегда стремлюсь ходить по лезвию ножа.

    - Поэтому и уходили?

    - Жены? Да нет, это я уходил. Я ведь очень влюбчивый человек. Да и рискую часто. Хотя вот не понимаю людей, которые ходят за адреналином в горы. Я их называю туристами. Риск, адреналин - он в другом.

    - А на сцене есть адреналин?

    - В самом начале, когда только впрыгиваешь в ситуацию. В начале каждого спектакля. Никогда не предугадаешь, как зритель тебя примет! А провал или успех спектакля ведь от тебя зависит. Помню, Дударев однажды сказал, мол, замените того, этого актера, материал все равно "сыграет". Нет, Алексей Ануфриевич, возразил я ему, не сыграет. Почему от пьесы "Ты помнишь, Алеша?" отказались многие театры? Потому что там нужна мощная актерская команда. Плохой актер загубит самое красивое, выверенное действо. А если есть настоящий актер - полтора, два часа один будет держать публику.

    - В кино сейчас снимаетесь?

    - У популярного российского режиссера Кузьмина играю полковника ФСБ, торгую там каким-то ядерным оружием, в итоге получаю пулю в лоб...

    Поделиться