Причина - невыполнение Таллином взятых на себя обязательств. Так на официальном языке выглядит банальное дипломатическое мошеничество, допущенное эстонскими депутатами при ратификации документа в парламенте. 18 мая 2005 года Эстония и Россия договорились о новых границах на основе соглашений, заключенных в 1944 году. Но такой подход не устроил эстонских парламентариев. И тогда они предложили маленькую, но весьма изощренную хитрость. Записали в преамбуле утвержденного с Москвой соглашения, что при определении границы с Россией следует опираться на Тартуский мирный договор 1920 года. Как позже объяснили представители эстонского правительства, на этот шаг они пошли для достижения большего консенсуса в парламенте. Договор был одобрен почти единогласно. И тут оказалось, что теоретически Эстония получила возможность претендовать на часть земель в Ленинградской и Псковской областях, которые после войны отошли России.
Объяснение, данное по этому поводу руководителем парламентской комиссии по иностранным делам Энн Ээсмаа, выглядит, по меньшей мере, комичным. По ее мнению, данные поправки - не более чем выражение депутатских эмоций, и юридической силы они не имеют. Словом, эстонские парламентарии немного погорячились, выплеснув на страницы договора о границе с Россией наболевшее. Поэтому Ээсмаа посоветовала российским депутатам сделать то же самое в своем экземпляре договора: мол, то, что напишет на нем Госдума, эстонцев волновать не будет.
Все попытки российского внешнеполитического ведомства объяснить, что российский и эстонский вариант договора не могут отличаться друг от друга и должны быть идентичны, оказались безуспешными. Таллин наотрез отказался заново пересматривать уже ратифицированные документы. А приведенные по инициативе эстонских парламентариев в договоре ссылки на "агрессию Советского Союза против Эстонии в 1940 году" и "о противозаконном включении Эстонии в состав СССР" назвал поправками, не влияющими на суть документа. Хотя Москва неоднократно предупреждала: подобные конъюнктурные оценки событий в Прибалтике дополнительно осложнят ратификацию пограничных договоров. И указывала, что утвержденные эстонскими депутатами дополнения не соответствуют объективным реалиям и создают ложный контекст при толковании подписанных в мае соглашений.
Словом, эстонская сторона упорно играла в "искреннее непонимание" российских претензий. Видимо, в Таллине до последнего надеялись, что Москва закроет глаза на такого рода политические хитрости. Даже после жестких заявления высокопоставленных представителей Совета Федерации и Госдумы, предупреждавших, что Россия не ратифицирует договор в его нынешнем виде, власти Эстонии продолжали изображать удивление российской позицией.
Но на этот раз они просчитались. Россия не стала мириться с подобными далеко не детскими дипломатическими шалостями. И как еще несколько дней назад предупреждал глава Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, "отправила договор с Эстонией в ту же мусорную корзину, что и соглашение о границах с Латвией".
"Таллин лишил смысла саму ратификацию и обесценил подпись Эстонии под принятыми документами", - уверены в российском внешнеполитическом ведомстве. Так что теперь решение МИДа означает для Эстонии только одно: для урегулирования территориальных споров с Россией Таллину придется заново вступить в переговоры. А упрямым эстонским депутатам остается только посочувствовать: после стольких обсуждений, казалось бы, уже подписанный долгожданный договор о границе с Россией оказался пустой, юридически никчемной бумажкой, а они сами - у разбитого корыта.