Президент Виктор Ющенко разогнал украинскую автоинспекцию. Блюдя официальную лексику, следовало бы сказать "упразднил", на крайний случай - "ликвидировал". Но он именно разогнал. В сердцах. С демонстрацией лопнувшего терпения. "Я трижды предупреждал министров: если ГАИ будет и дальше под кустами с бузиной сидеть, ГАИ больше не будет в этой стране. Вы дискредитировали эту службу".
Не сомневаюсь: решение украинского президента распустить самую коррумпированную и самую неэффективную госструктуру получит в России широкий резонанс. Несравнимый с откликом, скажем, на деприватизацию "Криворожстали". Личный интерес к переделу собственности в соседнем государстве у нас испытывает ограниченный контингент наблюдателей, исчисляемый единицами. За процессом выметания украинских гаишников из-под кустов с бузиной в России с той же личной заинтересованностью будут следить десятки миллионов.
Первую реакцию наших автомобилистов на предпринятую у соседей ликвидацию дорожных вымогателей и мздоимцев как паразитирующего класса нетрудно предугадать: правильно, так их! Но когда чувство мстительной удовлетворенности уступит место спокойным размышлениям, возникнут вопросы. Кто же будет обеспечивать порядок на дорогах, пресекать нарушения, налагать штрафы? Кто - оформлять ДТП и вести их разбор, регистрировать и снимать с учета транспортные средства, выдавать водительские права, выписывать справки для страховых компаний? Министр внутренних дел Украины пообещал: в течение недели будут подготовлены "радикальные предложения" по созданию в стране "новой дорожной службы европейского образца". И это все, что потрясенно вымолвил глава украинского МВД, оглушенный президентским решением.
ЕСЛИ "оранжевая революция" в сфере дорожного правопорядка ознаменуется лишь переименованием ДАI (державной автоинспекции) в ДПС (державную патрульную службу), то российские водители могут не завидовать украинским. Оснований же думать, что появится повод для зависти, честно сказать, маловато.
Во-первых, нести патрульную службу будут вчерашние автоинспекторы. Превратить их в дорожных полицейских европейской выделки - корректных, неподкупных, способных оказать любую помощь, даже роды принять - безнадежная затея. Они "заточены" лишь на одно. Ничего другого не умеют и не желают уметь.
Во-вторых, по своей взяткоемкости патрулирование вполне сомасштабно засадам в кустах бузины. Обоюдная привычка "договариваться на месте" - это укорененные нравы, не поддающиеся исправлению путем прогрессивных нововведений.
В-третьих, патрульная служба станет одним из подразделений МВД. То есть частью милицейской системы, отнюдь не свободной от коррупции. Вырастить здоровый плод на древе, пораженном болезнью от корней до верхушки, - вы верите в такие чудеса?
Российская ГИБДД мало чем отличается от украинской ДАI. А в готовности "давать" и "брать" наши водители и гаишники (хоть назови их патрульными) могут посостязаться с хлопцами из Харькова или Донецка в погонах и без погон.
Бузина как символ отношений между водителем и автоинспектором не поддается моментальной выкорчевке. Потому что и на Украине, и у нас она произрастает на почве, изрядно удобренной еще в советские времена и с тех пор лишь прибавившей в "плодородии".
Виктор Ющенко распекал руководителей ДАI: почему не выполняете президентский указ о ликвидации спецномеров для государственных машин?! А я тут же вспомнил, как и в России недавно попытались поставить чиновников в общий дорожный ряд. Правительственное постановление о сокращении автопарка с "мигалками" и спецномерами готовилось около полугода. Слухи об этом ходили. Казалось, все логично: если в ходе административной реформы сократилось число министерств, значит, меньше должно быть машин с привилегиями. Рядовые автомобилисты в предвкушении восклицали: "Будет и на нашей улице праздник! По крайней мере на проезжей ее части...". В конце концов был утвержден список государственных органов и отдельных должностных лиц, имеющих право ездить не как все. Получилось занятно. Количество машин со спецсигналами и "мигалками" не сократилось, а возросло. Теперь их 633.
Вспомнил я и благородный почин предыдущей Госдумы. Ею были одобрены в первом чтении поправки к Закону "О безопасности движения". Количество чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия, предполагалось резко ограничить. Результат голосования получился феноменальным: только один был против. А 298 депутатов таким образом изъявили готовность поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении почин законодателей выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся "Ауди" или "Волгой". Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было ж понятно: блажь, накатившая на депутатов, выветрится уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.
Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая начальников разного калибра оснащать свои служебные лимузины "мигалками", спецномерами, "крякалками" и прочей дребеденью. "Мигалка" - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И покуда движение в центре Москвы напоминает вавилонское столпотворение, пока инспектор ГАИ может делать с водителем все, что захочет, "мигалки" и спецномера неотменимы никакими законами - жизнь все равно возьмет свое.
Почему исчезли спецраспределители? Куда девались те кормушки, где отечественная номенклатура отоваривалась сервелатом, черной и красной икрой, прочей снедью, не входившей в "товары широкого потребления"? Элементарно, Ватсон: этого добра в супермаркетах теперь хоть завались. Как покончили с продовольственным дефицитом, так сама собой, без всяких законодательных новаций отпала нужда в кремлевских пайках, выдававшихся, если кто помнит, на улице Грановского. Впрочем, и съестное изобилие не упраздняет извечную тягу чиновничества к установлению иерархии все в том же, к примеру, застолье: на официальных банкетах накрывается отдельный стол "для президиума". Это не только комфорт. Это еще и знак кастовой принадлежности. Такой же, как "мигалка", спецномера и т.п.
Вот совокупность причин, объясняющих, почему дорожная полиция европейского образца и все, что с нею связано, не скоро появятся на постсоветском пространстве.
Бузина - в головах. А не на шоссейной обочине.