Правительство одобрило для внесения в Госдуму подготовленные Минэкономразвития России поправки в Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Изменения предполагается также внести и в Гражданский кодекс, и в Закон о регистрации. Поправки ликвидируют возможность свободного выхода из ООО. Желающие выйти из дела теперь смогут это сделать только с согласия, в том числе выраженного в материальной форме, своих компаньонов. Возможно будет также передать свою долю другому лицу. Помимо этого в качестве учредительных документов отныне сможет выступать только устав общества, а не устав и учредительный договор, как это было ранее. В результате всем обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью придется пройти перерегистрацию.
Того, что так смущало экспертов в результате обсуждения нового законопроекта - увеличения финансовой нагрузки на сферу бизнеса, не произошло. Затраты самих ООО после введения закона будут минимальными. В соответствии со статьей 4 указанного закона зарегистрированные общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью должны внести соответствующие изменения в учредительные документы. После чего им придется уплатить государственную пошлину за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, которая составляет 400 рублей. Для бюджета это будет означать дополнительных 500 миллионов рублей доходов.
Тем не менее законодательные поправки достаточно существенно затрагивают интересы бизнеса. Перерегистрацию, по данным минэкономразвития, предстоит пройти 1,3 миллиона обществ. На сегодняшний день ООО является наиболее распространенной организационно-правовой формой ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации - более 80 процентов из
1 миллиона 700 тысяч коммерческих организаций зарегистрированы в форме ООО. Как считают эксперты, это происходит потому, что, по сравнению с ведением деятельности индивидуальным предпринимателем или товариществом, ООО обеспечивает предпринимателям возможность ограничить свою ответственность. Это свойственно и акционерным обществам (АО), однако в отличие от АО общество с ограниченной ответственностью предоставляет своим участникам более высокую степень гибкости в регулировании своих отношений. Этот подход проявляется, например, в том, что участники ООО могут договориться о непропорциональности своих прав долям в капитале, а также о том, что отдельные из участников могут иметь особые, по сравнению с остальными, права.
В отличие от АО участники ООО непосредственно участвуют в управлении своим обществом: круг вопросов компетенции общего собрания участников ООО не ограничен вопросами (как в случае с АО), предусмотренными законом. В отличие от АО, которые обязаны регистрировать все выпуски акций, на ООО не возлагается обязанность по регистрации долей участия, в связи с чем увеличение уставного капитала носит более неформальный, простой характер.
Эти и другие особенности ООО, сочетание ограниченной ответственности, гибкости и низких издержек, делают эту форму наиболее привлекательной для мелкого и среднего бизнеса.
Однако существует и другая сторона медали. Существующая пока возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности, как в товариществе, и отсутствие обязательного требования о проведении ежегодного аудита, как в акционерных обществах, делают ООО наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания "фирм-однодневок" с целью уклонения от налогов. При этом возможность свободного выхода из ООО часто используется как способ уклонения от имущественных претензий за убытки, причиненные самому обществу и его кредиторам.
Массовое использование ООО в целях уклонения от уплаты налогов и сборов также подтверждается большой задолженностью обществ по налогам, сборам и пеням - 250,5 миллиарда рублей (по данным ФНС России на 1 декабря 2004 года). Кроме того, среди отсутствующих должников количество обществ с ограниченной ответственностью составляет 44 процента от других организационно-правовых форм (по данным ФНС России). Поэтому первое, что меняет новый закон, - он исключает положения о выходе участника из общества. В законопроекте устанавливается, что прекращение членства возможно в случае перехода доли обществу или иному лицу.
Второе, что предлагает законопроект, это устранить существующий в настоящее время дуализм учредительных документов ООО, исключив из их числа учредительный договор. Действующее в настоящее время законодательство предусматривает наличие двух учредительных документов - устава и учредительного договора.
При этом некоторые положения дублируются в обоих документах, что приводит, по мнению разработчиков, к возникновению трудностей в практике применения положений законодательства об ООО.
Теперь единственным учредительным документом ООО будет выступать устав общества, который в отличие от договора не требует для своего изменения волеизъявления всех участников соответствующего правоотношения. При этом в уставе ООО не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости участника общества, что исключает необходимость внесения каждый раз изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества или состава участников.
Еще одно нововведение направлено на защиту прав и законных интересов отдельных участников общества, не имеющих значительного влияния на принятие решений общим собранием участников общества. Для них предусматривается возможность требовать выплаты действительной стоимости доли в случае принятия общим собранием участников общества решений, которые могут привести к снижению действительной стоимости доли.
Помимо концептуальных вопросов правового регулирования деятельности ООО, в законопроекте предлагается ряд уточняющих положений и нововведений, направленных либо на предотвращение злоупотреблений правами, предоставляемыми законом обществу и его участникам, а также третьим лицам, либо ориентированных на поддержание имущественной обеспеченности деятельности общества. В частности, законопроектом предусматриваются детальные нормы, посвященные порядку отчуждения долей, принадлежащих обществу, их оплаты, закрепляется более детальная процедура оплаты уставного капитала общества при его увеличении, при этом одновременно устраняется возможность блокирования принятия решений, направленных на завершение процедуры увеличения уставного капитала.
Принимая во внимание, что ООО является организационно-правовой формой, имеющей закрытый характер, разработчики предлагают существенно детализировать процедуру реализации преимущественного права приобретения участниками общества или обществом доли, продаваемой участником общества третьему лицу. Кроме этого, вносится ряд уточняющих норм в части правового регулирования крупных и заинтересованных сделок общества, учитывающих практический опыт реализации подобных норм, а также последние изменения акционерного законодательства.
Наконец, законопроект предусматривает, что сведения об участниках ООО и их долях должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, и переход их от одного лица к другому возможен только с момента внесения соответствующих изменений в сведения данного Реестра.
Реализация мер предлагаемых законопроектом, по мнению разработчиков, позволит сделать организационно-правовую форму ООО более привлекательной для нужд и потребностей современного бизнеса. Устранит возможность для использования ООО недобросовестными участниками оборота для уклонения от исполнения обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов, "отмывания" денег, а также устранит недостатки действующего законодательства в рассматриваемой сфере.