Эта инициатива берет свое начало в апрельском Послании президента Федеральному Собранию. В нем были декларированы три вектора легализации результатов становления "капитализма в России". Первый - сокращение сроков давности по приватизационным сделкам. Эта идея обрела форму закона. Второй касается крупных капиталов, вывезенных за рубеж и не работающих на экономику страны. Третий же, как видим, пока существует в виде законопроекта, внесенного в правительство.
Схема минфина лишь частично решает задачу, необходим также благоприятный инвестиционный климат. Такую точку зрения обозначил председатель координационного совета предпринимательских организаций Александр Шохин. Кроме этого, по его словам, схема минфина нуждается в проработке, "чтобы она не стала приманкой для простаков".
Такая скептическая реплика, несомненно, стала отголоском июньского "круглого стола" в Госдуме, на котором глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Михаил Моторин обозначил жесткий подход: все граждане сначала переводят "серые" капиталы в российские банки, а затем Росфинмониторинг займется их проверкой - для отсечения денег, сделанных на крови, наркотиках и торговле оружием. Кстати, в законопроекте нет ссылок на закон о противодействии отмыванию средств, и его нормы в полной мере будут распространяться на тех, кто захочет легализовать доходы. Как считает президент Фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев, "налоговики и минфин будут до последнего требовать ставку в бюджет повыше, а гарантии пониже. Выбор технологии амнистии - это такая же политическая проблема, как и сама ее идея".
Если же обратиться к опыту других стран, то тема "тарифа за индульгенцию" сопрягается не столько с вроде бы очевидной несправедливостью (одни исправно платили налоги, а другие и не думали, но получают прощение), сколько с проблемой налоговой ставки для "серых" денег. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони провел успешную амнистию со ставкой в 2,5 процента, вернув в страну 55 миллиардов долларов. А в Казахстане вообще отказались от "входной платы" и привлекли 500 миллионов долларов.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предложил "радикализировать идею правительства". По его мнению, необходимо ограничиться символической 2-3-процентной ставкой налога: "Повторная выплата подоходного налога - вещь нелогичная, тем более что речь не идет о преступных доходах, а именно о доходах, которые оказались нелегализованными в силу сложности законодательства. Многие средства были заработаны в начале девяностых годов с уплатой всех налогов вполне законным образом".
Заметим, что представитель банковского сообщества затронул ключевую тему - о ставке налога для амнистируемых денег. Известны расчеты экспертов: при подоходном налоге в 13 процентов реально средний россиянин платит сейчас, с учетом "серых" сумм, 8,5 процента. Иначе говоря, перспектива платить в казну гораздо больше мало кому понравится. Есть и более радикальная точка зрения. Директор департамента стратегического планирования компании "ФБК" Игорь Николаев считает, что ставка должна быть нулевой, так как "государство должно понимать, что выиграет гораздо больше в случае успеха амнистии - от работы этих капиталов".
Многие наблюдатели обратили внимание на то, что Алексей Кудрин назвал мероприятие "подобием амнистии". Тем самым главный сигнал был подан именно среднему классу, который озабочен тем, как без проблем купить квартиру или дачу на накопленную "конвертную" зарплату, а не бизнесу.