Мы прекрасно понимаем, что сегодняшняя зарплата российского учителя это наша боль и наш позор, оглянувшись на присутствующую прессу, произнес министр. И хотя прошли времена, когда задержки зарплаты и отпускных учителям были постоянно, хотя доходы педагогов растут и в этом году поднимутся еще процентов на тридцать, не будем забывать, что база, с которой мы стартовали, очень низкая, а скорость инфляции, наоборот, высока.
Такое начало разговора присутствующим понравилось. Однако министр тут же добавил, что есть определенные ограничения бюджетов и эти ограничения вряд ли позволят увеличить зарплату учителей в разы.
Министр не только озвучил вопросы командировки, волнующие каждого педагога. Он попробовал сформулировать выходы из неблагоприятной финансовой ситуации. Например, на его взгляд, возможен переход к новым формам оплаты труда учителей по отраслевой системе и уходе от единой тарифной сетки, что даст свободу управлять имеющимися ассигнованиями в образование. Или, реагируя на спад количества обучающихся, ввести нормативное финансирование когда деньги "привязаны" к числу учеников в классе.
Фурсенко напомнил и о том, что в образование идут немалые внебюджетные средства: из родительского кармана и со счетов невидимых спонсоров.
Надо сделать, чтобы они шли легально, были прозрачны и подконтрольны управляющим советам школ, подчеркнул Андрей Фурсенко. Ведь если люди платят, они должны иметь возможность спросить, куда тратятся их средства. И такой опыт есть. При этом он заметил, что подобную практику не стоит вводить в приказном порядке и, вообще, давно следует хорошо подумать: как зарабатывать и как расходовать средства.
Это не предложение о коммерциализации школ, тут же оговорился министр. Бюджетные расходы на образование растут и будут неуклонно расти. Но давайте то, что происходит, оформлять легально. Только так можно повысить инвестиционную привлекательность образования.
Фурсенко проинформировал, что в министерстве готовится целый ряд нормативных актов. Например, о контроле и надзоре в системе ЕГЭ. В этом году выявилась опасная тенденция: ряд регионов показал аномально хорошие результаты по отдельным предметам, что породило сомнения в абсолютной объективности ЕГЭ.
Будет издан и нормативный документ об уровнях "бакалавр-магистр".Система, существующая с 1992 года в России, пока мало прижилась, но она нужна, чтобы студент, проучившись в вузе два года и поняв, что попал "не туда", мог все же закончить образование. Лучше доучить, чем переучивать, заметил министр. Но это не касается врачей и инженеров, которым требуется непрерывная подготовка.
Коснулся Андрей Фурсенко и дошкольного образования. Он считает, что дети должны подойти к школе одинаково подготовленными, но это не означает продления школьной жизни и подготовки "маленьких старичков". Это означает внедрение игровых методов подготовки в детском саду и выравнивания знаний будущих первоклассников.
Система образования не может существовать сама по себе, заключил Андрей Фурсенко. Она должна быть открыта к запросам общества, экономики, отвечать требованиям государства. Должно быть внешнее задание подготовка специалистов для российского общества. У нас были трудные 15 последних лет, в течение которых о проблемах образования практически забыли. Но люди, которые смогли сохранить эту систему, не только не дали ей погибнуть, но и обеспечили развитие. Сегодня государство возвращается к образованию, которому нужен новый импульс.
Речь министра образования Хабаровского края Людмилы Обуховой была заметно длиннее, чем у Андрея Фурсенко, и украшена обилием новых слов: реструктуризация, оптимизация, интеграция, информатизация, модернизация и т.д. Однако из доклада удалось понять, что нынешняя система образования еще не обеспечивает потребностей экономики. И хотя в крае введена система государственного заказа и сделан прогноз количества необходимых специалистов в 2007-2010 годах, но почему-то эти цифры не учитываются в министерстве образования РФ при составлении планов финансирования.
Людмила Обухова подвергла критике и постановление о целевой контрактной подготовке, где не учтены штрафные санкции за отказ специалиста от работы. Не нравится Людмиле Обуховой и качество контроля за негосударственным образованием и экспансия московских и санкт-петербургских вузов, которые в регионе работают, не соблюдая необходимых требований. В качестве одной из проблем министр назвала и старение технической базы школ.
Ольга КУДРЯШОВА,
Начальник управления образования Нанайского района:
Преобразовывать малочисленную сельскую школу сложно. Но и содержать ее очень накладно. Какой выход? Оптимизировать затраты на образование. Сейчас многие детские сады могут быть размещены в школах, потерявших учеников из-за демографических причин. Например, у нас в Иннокентьевской школе стало меньше учеников, и там разместились группы детского сада. Если школы становятся малокомплектными, то полностью закрыть школу нельзя, иначе погибнет жизнь в селе. Можно преобразовать здание для нужд библиотеки, чтобы центр духовной жизни оставался именно там, где и был всегда в школе, и у детей не ухудшались условия. Выручают также пришкольные интернаты, куда привозят детей из глубинки. В этом случае финансовые средства концентрируются в базовых школах-одиннадцатилетках.
Еще проблема дополнительное образование, финансирование которого передано муниципалитетам. Получается, если город богат, он содержит дворцы творчества и оснащает их, а если бюджет района мал, то права детей на дополнительное образование становятся неравными.