Отечественная ювелирная промышленность оказалась между молотом и наковальней. С одной стороны, ее прессует жесткий госконтроль. С другой - отлаженная система недобросовестной конкуренции. Такая "стерилизация" легального и законопослушного бизнеса побудила Торгово-промышленную палату и Гильдию ювелиров России на днях обсудить за круглым столом проблемы повышения эффективности борьбы с контрабандной и контрафактной продукцией в ювелирной торговле. Именно там, где происходит реализация блестящих товаров, находится линия раздела между "белым" и "черным". С учетом "серого" откровенный криминал вытесняет узаконенный ювелирный бизнес с российского рынка.
В палатках, лавочках, просто с рук идет торговля колечками-сережками-цепочками по "смешным" ценам. Один из предпринимателей, например, предложил ревизорам в погонах и без оных посетить международную выставку, где по трансляции объявляется распродажа "золотишка" по 220 рублей за грамм. Товар предлагают не ведущие компании, способные позволить на день-другой демпинг в рекламных целях. "Фирмы" со штатом в пять человек имеют возможность предлагать "свою" продукцию так, что она разлетается как горячие пирожки в электричке.
Однако внимание правоохранительных органов чаще всего приковано к известным именам и адресам законопослушных производителей и сбытчиков ювелирных изделий. Причем, как показало обсуждение, "работа" идет вхолостую. На месяцы проверок ноль уголовных дел. Правда, недавно МВД регламентировало этот раж своих подразделений, предложив им переключить внимание на защиту, в первую очередь, отечественных предпринимателей от чиновничьего произвола "сверху" и преступных группировок "снизу".
Задача упростилась бы, определи государство свое отношение к "ювелирке". Несмотря на то, что в стране действует закон о драгметаллах и драгкамнях, на рынке сохраняется двусмысленность. Если золото и бриллианты потенциально являются валютной ценностью, то отношение к ним должно быть как при советской власти. Шаг в сторону - расстрел. Если ювелирные изделия считать обычными товарами народного потребления, то надо соответственно либерализовать их рынок, поставив всех участников в равные условия и введя саморегуляцию.
Но... Как заявил один из участников обсуждения, трудно представить себе, что подобно незаконным CD или DVD-дискам бульдозер будет крушить и закапывать в землю подделки и контрабанду. Значит - товар все-таки неординарный. Изъятые в ларьке бирюльки сомнительного происхождения в худшем для продавца случае будут превращены в лом, а в обычном - пройдут пробирный контроль и уже с клеймом вернутся для реализации. Наказание - от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда. Каков наш МРОТ - такова и кара. Комариный укус, адекватный цене одного не самого дорогого изделия.
В Италии, как сообщил один из экспертов, ответственность перед покупателем за несоответствие клейма качеству несет конечный продавец. Разумеется, он выкатывает претензию поставщику. Если последний повторит нехороший поступок, то суд запретит ему заниматься предпринимательской деятельностью. Сурово, но справедливо.
У нас же приобретаемая "фамильная драгоценность" не снабжена биркой с указанием времени изготовления, названием и реквизитов изготовителя, чем, конечно же, отличается от йогуртов или башмаков. К разряду вечных ценностей, которые не стыдно передать по наследству и со временем вырастут в цене, можно отнести продукцию признанных ювелирных предприятий России. Их можно по пальцам перечесть. Именно они оказались на рынке в самом невыгодном положении. Обложенные со всех сторон налогами, сборами, пошлинами, тарифами и просто поборами, они не могут конкурировать по цене с раскрепощенными флибустьерами российского ювелирного рынка. Закупить модные вставки или мелкую бриллиантовую россыпь за рубежом - кусаются пошлины. Вывезти на экспорт свой товар - опять-таки себе в убыток. Куда ювелиру податься?
Не случайно прозвучало такое мнение, что проще и дешевле расплатиться с конкретными физическими лицами, чем иметь дело с официальными каналами ввоза и вывоза ювелирной продукции.
- Незаконное производство и ввоз ювелирных и других бытовых изделий имеет еще один отрицательный фактор, которому в последнее время во многих странах стали уделять повышенное внимание, - считает генеральный директор Гильдии ювелиров Валерий Радашевич. - Это наличие в сплавах драгоценных металлов вредных для здоровья примесей. В Америке и некоторых странах Европы наблюдается их влияние, особенно на детей. В результате в Германии запрещено применение никеля в сплавах золота. Россия имеет ГОСТ, стандарты на драгоценные металлы, бриллианты, ювелирные изделия. К сожалению, в соответствии с законом о техническом регулировании они стали носить рекомендательный характер. А на ряд цветных ювелирных камней вообще нет никаких стандартов. В результате становится невозможным обеспечить защиту прав потребителей. Если бы был закон о саморегулируемых организациях, можно было бы принять стандарты, как обязательные для членов организации. Можно сказать, что ювелирное сообщество сегодня имеет "искривленное" нормативно-правовое поле, затрудняющее работу законопослушных организаций и предпринимателей и практически не мешающее работе серого и черного бизнеса. С одной стороны, многочисленные жестко прописанные нормы и правила, с другой - практически полная безответственность за их нарушение. Уголовный кодекс вообще не предусматривает наказание за продажу изделий без клейм или с фальшивыми клеймами.
Как ни странно, именно Пробирная палата страны, точнее не она, а условия, в которых оказалась, в немалой степени способствует росту контрафакта и контрабанды. Во-первых, за ее услуги с 1999 года надо платить. По словам одного из питерских ювелиров, цена на серебро сразу подскочила на 7,5 процента. Во-вторых, образцы оттисков новых клейм не получили ни изготовители, ни ювелирные магазины, ни правоохранительные органы. Клеймение получается не всегда четким, и начинается гадание на кофейной гуще: подделка - не подделка. В-третьих, платность услуг привела к тому, что МВД не в состоянии провести экспертизу изъятых ценностей. В его смете нет такой статьи расходов. А без вердикта Пробирной палаты бессмысленно проводить дальнейшие следственные мероприятия. Собственные экспертно-криминалистические подразделения МВД не в силах сверить подлинность клеймения из-за отсутствия образцов.
- Можно привести немало примеров выявления фактов производства и сбыта контрафактной продукции, но это капля в море, - заявил начальник департамента МВД России Сергей Мещеряков. - Разница между фактическим раскрытием преступлений в данной сфере и возбуждением уголовных дел достигает десятков раз. На качестве доказательной базы, конечно же, сказывается отсутствие экспертизы.
Заметим, что прежде, как сообщил один из ветеранов Гохрана, услуги правоохранительным органам оказывались бесплатно. И еще одно наблюдение ветерана: отправку каждой партии изделий в Россию всегда контролировал представитель импортера, решая все вопросы на месте.
Теперь же по общему признанию, получив рекламацию от потребителя, продавец обязан вернуть деньги покупателю, обратив претензию импортеру, у которого нет механизма возврата товара поставщику.
Отсутствует скорреспондированность документации таможенной и внутрироссийской служб. Получив партию товара без уплаты пошлин, ушлый предприниматель заменяет накладные, и "ювелирка" становится российской. Дальнейший процесс легализации прост. Недавний скандал с мобильниками и повторяющиеся истории с одеждой и обувью вселяют надежду, что и до ювелирных дел контрабандистов дело дойдет.
Обсуждение показало, что понимание сути проблемы почти одинаково и у предпринимателей, и у представителей Минфина, МВД, ФСБ, других ведомств. Даже в рамках действующего законодательства, каждый, занимаясь своим делом, мог бы навести элементарный порядок на порученном участке. А если все вместе? Ведь многие проблемы не требуют новых нормативных актов. Органы МВД, скажем, выявив незаконное использование брэнда известного предприятия, не вправе возбудить уголовное дело без обращения потерпевшего. А может, он и знать не знает, допустим, в Питере, что творится за Уралом. Чтобы подсказать, закон не требуется.