16.09.2005 23:00
    Поделиться

    Бывший главком ВВС Анатолий Корнуков - о падении Су-27 в Литве

     

    Официальная версия командования Военно-воздушных сил о неисправности навигационных приборов "сушки" вызвала у специалистов немало вопросов. Найти более подробный ответ в главном штабе ВВС и Службе безопасности полетов Вооруженных сил - наиболее компетентных в данной области организациях - оказалось непросто.

    Чиновники в погонах отказались озвучивать иные версии до выводов комиссии минобороны. Но та даже не приступила к работе в Литве. Без данных же бортовых самописцев истребителя (их с места падения "Су" изъяли литовские правоохранители) и подробного разговора с майором Трояновым можно лишь теоретически воссоздать картину случившегося. "Российской газете" это помог сделать бывший главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков.

    Последний полет "вслепую"

    Маршрут таких перелетов всегда разрабатывается заранее и обязательно согласовывается с сопредельной стороной. Для группы Су-27, в которой шел майор Троянов, наверняка исключения не делали. Самолеты вначале должны были пролететь над Балтийским морем и в условленном месте пересечь госграницу в сторону Калининграда.

    Однополчане Троянова прошли этот путь без проблем, а его занесло гораздо восточнее контрольных точек маршрута. Почему?

    - Нам объясняют: пилот оказался на чужой земле из-за отказа навигации, - рассуждает Анатолий Корнуков. - Лично мне непонятно, как она могла полностью отказать? На Су-27 достаточно средств для контроля пилотом своего местоположения - курсор, радиолокационная система ближней навигации, радиокомпас. Если один прибор отказал, всегда можно сориентироваться по другому. Мы всю жизнь летали без каких-то суперсредств: знали только курс, скорость и время. Этого было достаточно. Ну и, конечно, следили за контрольными ориентирами на земле, сверяли их по карте. Даже если пилот Су-27 летел за облаками и ничего не видел под крылом, он спокойно мог уточнить свое местонахождение у оператора станции радиолокационного контроля, который постоянно следит за самолетом.

    Если судить по удалению истребителя от аэродрома посадки, его наверняка взял на сопровождение Калининградский узел.

    Нивенская РЛС видела истребитель на экранах своих радаров и наверняка могла вмешаться, подсказать пилоту правильный курс. Как это делается, генерал Корнуков знает на собственном опыте.

    Если допустить, что и Су-27 Троянова из-за отказа навигации полностью "ослеп", и летчик заблудился в облаках, то причина катапультирования видится одна: пилот летал по кругу и пытался сориентироваться до тех пор, пока не выжиг все топливо.

    Или же развилась аварийная ситуация, угрожающая безопасности самолета и пилота. Такое происходит, когда неисправность одного узла или системы ведет к отказу другой и так далее. Даже косвенных подтверждений этой версии по Су-27 нет. Даже литовцы соглашаются: российский летчик скорее всего заплутал на незнакомой местности и, не сумев найти подходящий аэродром для посадки, в конце концов катапультировался. Наши источники в главном штабе ВВС России подтверждают - оставшихся на борту 300 литров авиакеросина хватило бы Троянову на несколько секунд полета. Покидание машины было неизбежным. Возможно, именно эту информацию майор успел сообщить командиру полка по мобильному телефону сразу после приземления.

    Размагниченный "SОS"

    Есть строгая последовательность действий летчика в таких ситуациях, пилотов специально готовят к неожиданным отказам и ежедневно моделируют их на авиационных тренажерах. За почти двадцать лет летной службы майор Троянов эту школу должен был усвоить, как "Отче наш" и прежде всего включить команду "SОS" - в кабине самолета есть тумблер, выдающий в эфир сигнал бедствия.

    - Дальше по международным договоренностям оказывать помощь терпящему бедствие экипажу обязаны диспетчеры любой страны. Они выводят самолет на родную территорию или обеспечивают ему посадку на ближайшем аэродроме, - рассказывает Анатолий Корнуков. - Правда, я не уверен, что такая договоренность у нас существует с Литвой.

    В любом случае, уверен генерал, майор Троянов должен был видеть аэродром в Шяуляе - огромное летное поле в свое время готовили под посадки космических "Буранов", не заметить его мог только слепой.

    Майор аэродром не увидел, и приборы правильного направления полета ему не подсказали. По одной из версий, уже озвученных в СМИ, это произошло из-за сильнейшей магнитной бури.

    - Такое в принципе может быть, - согласился бывший главком ВВС. - Физические природные явления не раз влияли на полеты. Однажды в Германии наш летчик попал в облако повышенного статического электричества - это явление характерно для густо населенных промышленных регионов, где выбросы электростатики часты и способны отрицательно повлиять на приборы в кабине самолета. В итоге советский истребитель был буквально изрешечен мелкими зарядами, пилоту даже пришлось катапультироваться. Психологический стресс от такого "сюрприза" оказался столь сильным, что офицера пришлось списать с летной работы.

    То было в промышленном районе ГДР. Литва с ее полями и фермерскими хозяйствами от электростатики столь же далека, как Вильнюс от Берлина. Получается, что официальная версия может оказаться единственной в этом неприятном инциденте. Если, конечно, наши прибалтийские соседи не выдумают уж совсем что-то фантастическое, вроде попытки таким образом разведать структуру противовоздушной обороны Литвы.

    Поделиться