Малахов еле сдержался, чтобы не дать в морду Грабовому

Попереключаем?..

Работаем методом "тыка".

...Когда-то, миллиарда четыре лет назад, люди были инфузориями. И не только люди. Все ими были: и львы, и куропатки, и динозавры, и тараканы... (Это я смотрю научно-популярный сериал на "Культуре" и делаю свои выводы.) Понадобилось пару значительных глобальных потеплений, чтобы живые существа на Земле значительно укрупнились в размере и у некоторых из них появились мозги. Жизнь завелась от сырости - гласит наука.

...Артистка и сибирячка Марина Могилевская (это я смотрю "Растительную жизнь" Павла Лобкова) узнала неожиданно для себя, что навоз и помет - один и тот же продукт. Век живи...

...Гордый человек Александр Проханов, выйдя "К барьеру", сознался: "Я не пишу историю, я ее делаю".

...Гордый человек и тоже писатель Юрий Поляков, будучи гостем Александра Архангельского на его передаче "Тем временем", заметно скучал в компании с другими мастерами культуры, обсуждавшими тонкости общественного бытия. Он искренне не понимал, как можно о чем-то говорить в этой жизни, кроме как о его статье в "Литературной газете", где он все описал и объяснил.

...Писательница Юлия Латынина, злословя и пререкаясь с Татьяной Толстой и Авдотьей Смирновой в их "Школе", выразилась в том духе, что президент Путин ей милее Буша как президента.

...На неделе все информационные программы в один голос сообщили новость: Буш имел конфиденциальный разговор с Господом.

Уж не с Григорием ли Грабовым, которого теперь все знают как Иисуса?

Шизофрения, как и было сказано

Еще до предполагаемой встречи с Бушем Григорий явился телезрителям Первого канала. Все, что происходило в студии, отчасти напоминало недружелюбную встречу, оказанную Христу пару тысячелетий назад римской администрацией.

И на сей раз доминировавшее настроение было: распни его.

Со своей стороны Иисус вел себя смиренно, по-христиански и, я бы сказал, совсем не харизматично. Кто-то увидел в нем мелкого жулика, кто-то - сумасшедшего, кто-то - дьявола во плоти.

Вообще-то, судя по наружности этого господина, он мало чем походил на мага, колдуна и тем более на сатану. Глаза его не искрились, тембр голоса - блеклый, ни грана красноречия. И ничего демонического в нем не было.

Григорий во плоти оказался каким-то очень правильным человеком: не толстым, но и не тонким, не высоким, но и не низким, не очень молодым, но и не слишком старым. (Кажется, я опять цитирую Гоголя?) Если бы мы жили еще при КПСС, я бы принял его за комсомольского функционера областного масштаба.

Его все-таки распнули. Правда, только на рациональном уровне. Было доказано, что и серебреники он брал, и воскрешенный им покойник не был покойником, и все его вероучение - сплошной бред. Но на эмоционально-подсознательном уровне он переиграл своих разоблачителей только потому, что им не отвечал. Еще потому, что их, неверующих, была полная студия, а он - один. В свое время Тынянов предупреждал беллетристов: нельзя отрицательного героя оставлять в меньшинстве. Этим почти автоматически ему обеспечивается симпатия как читателя, так и зрителя.

Конечно, то, что мы увидели, оказалось тупой пародией на великое предание. Но ведь и самые бездарные пародии пользуются у толпы успехом. "Аншлаг" тому доказательство. А здесь травестию довершила комическая угроза ведущего Малахова-мачо, у которого любимый суп гаспаччо: "Если бы не прямой эфир и я не дорожил бы своим местом на Первом канале, ударил бы в лицо Грабового".

Интересно: после того как телекамеры отключили, он осуществил свое намерение?

Гамбит Павловского

На Глеба Павловского с его "Реальной политикой" телекритики кинулись с не меньшим остервенением, чем на Грабового гости Малахова.

Все у того не так, как у настоящих телеаналитиков: зачем он без галстука? Зачем в пиджаке, а не в свитере? Зачем на столе шахматная доска? И небритость у него самостийная, а не результат усилий цирюльника. И откуда он вытащил на свет божий комментаторов, спрятавшихся за комические псевдонимы?

Разумеется, сам Павловский - красная тряпка для оппозиционеров всех оттенков - от сочно-оранжевого до красно-коричневого. За ним репутация откровенно прокремлевского политтехнолога. А по мне, так это и хорошо.

...Воскресный вечер начался почти академической дискуссией у Владимира Познера об исторической роли вождей-палачей.

За что я в стародавние времена ценил газету "Правду" и телепрограмму "Время"? Не за достоверную информацию о событиях в стране и в мире, конечно же. За недвусмысленное, четко выраженное в них отношение партии и правительства к событиям и фактам. Интонации и пафос, а также умолчания журналистов как раз и составляли самое существенное содержание тех командно-административных СМИ.

Интонации и пафос Глеба Павловского - это же градусник, барометр, компас, флюгер и перископ одновременно. Без шуток: его программа очень важный прибор, по показаниям которого можно будет судить о мотивах тех или иных решений властных институтов, о реальных взаимоотношениях меж ними, о действительных комплексах самой власти.

Что же касается формы одежды, то она легкая, во многом условная, немного игровая. Если возможна историческая беллетристика, то отчего не быть занимательной политологии. Глеб Павловский в этом смысле - Борис Акунин. У него свой гамбит.

С другой стороны, если видеть во власти многоголовую гидру, то тогда, конечно, политологам-ланцелотам ничего другого не остается, как сплеча косить ее головы, а телезрителям обратиться в спортивных болельщиков. Телекритики же в этом случае становятся настоящими фанами. Слышны крики: "Так ее! Заходи справа! Заходи слева!"

Воскресным вечером

На минувшей неделе всякое было. Зашли справа: перезахоронили прах Деникина, пробросили мысль: а не пора ли вынести Ильича из Мавзолея - залежался он там. Зашли слева: граждане Зюганов и Проханов пригрозили Кремлю войной вечно живых мертвецов.

...Воскресный вечер начался почти академической дискуссией у Владимира Познера об исторической роли вождей-палачей. Всю неделю на канале "Культура" нам рассказывал писатель Даниил Гранин о "Ленинградской трагедии", о сладострастном душегубе товарище Сталине. И все это кончилось в программе Владимира Соловьева песней-кричалкой Олега Газманова "Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР".

Эта штука была посильнее проекта Грабового. Тот отдельно взятых покойников взялся оживлять. А этот решил воскресить страну, почившую в бозе.