Российская газета | Слышал, вы раньше предпочитали концертной деятельности студийную работу...
Вячеслав Бутусов | И до сих пор предпочитаю, это не секрет.
РГ | Почему?
Бутусов | Потому что для меня это естественная среда. Я долго вхожу в процесс и долго из него выхожу. Пока выхожу, успеваю подмести за собой кое-что, прибрать. Не сразу вот так вот: пришел, нарубил дров и ушел. Студийные условия позволяют посидеть, остыть и посмотреть, насколько масштабно я намусорил. А концерты - это оголтелая деятельность, по органике мне совершенно не подходящая. Мне нужно втянуться, привыкнуть ко всему, а там влетаешь в зал: тяп-ляп, шмяк-бряк.
РГ | Ну почему же - посмотрите, как вас в ГЦКЗ "Россия" все сидели и тихо-мирно слушали...
Бутусов | Это совершенно какое-то бессмысленное мероприятие. Я сейчас субъективно говорю, без претензий к тем людям, которые проявили такое сочувствие и пришли на это мероприятие. Мне кажется, им все-таки тяжелее было, потому что по себе знаю: сидеть и переживать за кого-то на сцене - это тяжело. Я поэтому театр не очень люблю. Потому что если актер плохо играет - это просто страдание. Это мука какая-то на уровне зубной боли. С концертами то же.
РГ | А как же все эти разговоры про энергообмен со зрителем?
Бутусов | Про обмен муравьиной слюной? Это все выдумки. Бывает, что приходишь куда-то, у тебя плохое настроение, но тебя радушно встречают, и оно рассеивается. А концерт - вещь двоякая. Какая будет атмосфера, искренняя или нет - никому неизвестно.
РГ | Кто это придумал - исполнять песни группы "Кино"?
Бутусов | Я могу сказать, что решающим аспектом было все-таки давление на уровне производства. Просто так, для себя лично в жизни - хотите верьте, хотите - нет - я никогда не играл песен "Кино". Ну чтоб сесть и под гитару... Подбирать их или учить слова. Никогда в жизни. Я очень люблю их слушать, с большим удовольствием всегда воспринимал "Кино", как на духовном, ментальном уровне, поскольку я в этой стране родился, этот процесс происходил в моем присутствии. Но выйти и сыграть - это может заставить только нужда.
РГ | Любите вспоминать былые времена?
Бутусов | Вы знаете, иногда очень трудно вспомнить. Например спрашивают: нет ли ностальгии? Ты сидишь и пыжишься... не можешь ничего вспомнить. Поэтому как-то само собой все происходит, фантомная память срабатывает.
РГ | Сейчас многие критикуют ваше нынешнее творчество - группу "Ю-Питер" - за какую-то беззаботность...
Бутусов | Правильно делают. Потому что сейчас вообще времена критиков наступили. Критиков налоговой инспекции, депутатов...
РГ | Почему вы думаете?
Бутусов | Все своим чередом идет. Правильно делают. Я, например, не вижу никаких оправданий со своей стороны, потому что занимаюсь какой-то, по моему мнению, рутиной. На моем уровне я мог бы заниматься благотворительностью, как Ростропович, и приносить пользу людям, вместо того чтобы людям мозги промывать.
РГ | Это у вас кризис творческий?
Бутусов | Да нет никакой проблемы! Просто я, вот видите, иду на поводу у публики. Вот и все. Я не могу набраться смелости сделать то, что я хочу сейчас сделать. Сижу на потребе у своих собственных бытовых интересов.
РГ | Надо же что-то с этим делать?
Бутусов | Да-да, но я не получил благословения таскать за косы и за волосы, не умею я быть остроумным. Нужно время, чтобы воздействовать на людей по-человечески, по-доброму, обстоятельно. Конечно, я кое-что приготовил, но мне трудно судить, нужно ли все это обществу, может, это больше мне нужно?
РГ | Общаетесь с Ильей Кормильцевым (автор текстов "Наутилуса" - ред.)?
Бутусов | Мне это напоминает виртуальное общение. Меня до сих пор не покидает мысль, что мы друг другу что-то очень хотим сказать давно, но каждый раз, когда видимся, не говорим.
РГ | А тексты песен написать он не хочет?
Бутусов | Нет, насколько я понимаю, он в принципе сейчас этим занимается в меньшей степени, чем тогда, когда мы с ним познакомились. Тогда из него, как из рога изобилия, тексты сыпались. Я не успевал квартиру убирать от этих листков, и это только часть текстов была, которую он до меня доносил. Видимо, у него тоже сейчас период осмысления. Какой-то рубеж переходишь. Идешь, идешь по ступенькам - и вдруг раз такая ступенька нестандартная, нужно задрать ногу, а перед тем как это сделать, нужно посмотреть, не порвутся ли штаны и вообще не смотрит ли кто-нибудь?.. Вот мы в таком состоянии раздумья находимся.
РГ | Когда был "Наутилус", тексты были очень четки и ясны, это были прописные истины...
Бутусов | Да, типичные обывательские мысли. Приземленные, даже приасфальтированные такие. Легкая пыль, грязь социума. О чем пишут газеты, по ТВ, радио, все это жирная грязь. Когда это все толстым слоем покрылось, мы уже перестали двигаться. Под слоем этой грязи. Конечно, всем нравилось, потому что это же на физиологическом уровне воздействует. Как стриптиз.
РГ | А сейчас вот - песня "Девушка по городу". Что это за девушка?
Бутусов | Ну девушка, которую я просто описал. Я должен был написать текст. Просто строчки "Девушка по городу" недостаточно для песни, для хита. Пришлось расшифровывать. Все, что у меня было связано с этими двумя словами на ассоциативном уровне, я взял и разложил. Обычно сижу, пишу в компьютере - получается такая длинная портянка, потом вычеркиваю все, что не нравится, или что не умещается в нужное количество строк. Слепливаешь это все, а остальное выбрасываешь.
РГ | Грустно. А за то, что вы исполняете песни "Кино", ругают?
Бутусов | По-моему, при всем нашем отношении в шоу-бизнесе никому это неважно совершенно, что там исполняется, никто и не вникает. Деньги уплачены - регламент должен соблюдаться.
РГ | Нравится ли вам новое поколение так называемых рок-поп-музыкантов?
Бутусов | Мне нравится все, что связано с эстетикой рок-музыки. Именно имея отношение к приставке "рок" к музыке, а не ко внешним каким-то проявлениям. Для меня понятие "рок" определяется прежде всего откровенностью и искренностью. Это дар и сила русского народа - быть искренними.
РГ | Вы вообще такой невозмутимый и малоэмоциональный человек. Это какая-то восточная философия?
Бутусов | Да нет, все элементарно. Просто смотрите на то, что происходит вокруг вас, и реагируете адекватно. Если ничего не происходит, то не надо насиловать себя. Делайте вид, что ничего не происходит. Это будет честно.
РГ | Какой духовной пищей вы живете? Что читаете, слушаете, чем увлекаетесь?
Бутусов | В целом все, что меня сейчас греет, - это возможность уединенной молитвы. Да, я в этом нахожу поддержку и подпитку. Я даже могу чай не пить.
РГ | Ходите в церковь?
Бутусов | Очень редко, до сих пор не могу приобщиться и заставить себя. Та же проблема, что и с выходом на сцену. Я очень мнительный, болезненно все воспринимаю, мне кажется, что если я прихожу в общество, то почему-то все обязательно должны на меня обращать внимание. На самом деле это просто патология. Но я с этим борюсь, потому что знаю, в чем причина и как это обуздать. Вот иногда делаю вид, что я невозмутим.
РГ | В кино вас не зовут сниматься?
Бутусов | Эпизодические попытки были, но когда я был в фаворе - я был нужен. А так толку-то от меня в кино никакого. Я бы сам, например, с удовольствием стал режиссером, приглашал бы интересных людей и развлекался бы таким образом.
РГ | Что мешает?
Бутусов | Нет уверенности. А раз ее нет, то ничего не выйдет.
РГ | У вас недавно ребенок родился?
Бутусов | У меня постоянно дети рождаются.
РГ | Гуляете с коляской, пеленаете?
Бутусов | Это-то не самое главное, главное - уделять внимание.
РГ | Ну да. А у вас тут развилась концертная деятельность, которую вы не любите...
Бутусов | Производственная рутина, ничего не поделаешь.