16.11.2005 01:00
    Поделиться

    Родион Щедрин преподнес подарок Майе Плисецкой

    Даже сейчас, когда танец Плисецкой можно увидеть лишь в архивных записях, ее уникальная личность продолжает воздействовать на зрителей с магнетической силой и энергией, взрывавшими когда-то аншлаговые залы многих театров мира. Ее безразмерный талант раздвигал границы танца ХХ века, прорывался в сферу кино, музыки, моды. Но одной из благотворных миссий великой танцовщицы оказалась роль вечной музы композитора Родиона Щедрина, посвятившего ей все свое творчество. Сегодня, когда в столице проходит фестиваль в честь Майи Плисецкой, Родион Щедрин решил преподнести ей творческий подарок - музыкальный фестиваль "Многая лета", включивший в серию из четырех концертов его оперные и инструментальные сочинения. Фестиваль пройдет с 21 по 25 ноября на сценах Камерного зала Дома Музыки, Малого зала Консерватории, Центра оперного пения Галины Вишневской и Центра им. Вс. Мейерхольда. О предстоящем событии Родион Щедрин рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете".

    Российская газета | Вы сформировали программу посвящения Майе Михайловне, которая совершенно не ориентируется на балетную музыку. Почему возникла такая идея?

    Родион Щедрин | У Майи всегда были хорошие отношения с музыкой. Мы ведь и познакомились с ней после того, как я услышал ее пение. Это произошло в доме Ляли Брик, с которой мы дружили. Ее муж Василий Катанян коллекционировал звуковые автографы друзей дома. Тогда, в 1955 году только появились первые катушечные магнитофоны, и Катанян записывал свою коллекцию на огромный магнитофон "Днепр". До сих пор вспоминаю эти бабины с пленкой, падавшей на пол и путавшейся под ногами. Однажды они спросили меня: "Не хотите ли послушать, как поет балерина из Большого театра?" Я согласился и вдруг услышал чистый голос, исполнявший сложнейшую музыку прокофьевской "Золушки" и подражавший бою часов в эпизоде, где Золушка теряла свою туфельку. Я был поражен и стал спрашивать: кто такая? кто такая? Мне отвечают: балерина, рыжеволосая красавица. Так мы и познакомились.

    РГ | Это символично, что муза к композитору пришла через слух.

    Щедрин | Да, и это чистая правда, а не литературная версия. Поэтому для меня логично посвятить ей музыкальный фестиваль, не адресованный балетному творчеству. Кстати, балетную премьеру, посвященную Майе, готовит Большой театр, где 18 ноября состоится спектакль "Кармен-сюита" с участием Светланы Захаровой и Андрея Уварова. Для постановки специально приехал в Москву Альберт Алонсо, которому уже 88 лет.

    РГ | Майя Михайловна принимает участие в репетициях? Ведь эта партия так же, как и "Умирающий лебедь" Сен-Санса, стала ее альтер-эго.

    Щедрин | Она была на репетиции, давала советы. Хорошо, что Алонсо освежил в этой постановке рисунок танца Кармен, что-то поменял, исходя из индивидуальности Захаровой. Но хореография спектакля осталась прежней.

    РГ | "Кармен-сюита" до сих пор остается самым репертуарным из ваших балетов?

    Щедрин | Да, его много ставят. Недавно Питер Брайер сделал очень необычный и интересный спектакль в Зальцбурге. Нас ведь довольно часто приглашают на премьеры "Кармен-сюиты" в разные театры. Среди тех, что произвели впечатление на Майю, оказался спектакль Никиты Долгушина в Самаре. Его, кстати, скоро должны показать в Москве.

    РГ | Полтора года назад Пермский театр оперы и балета показал в Москве российскую премьеру вашей оперы "Лолита", но партитуре к тому времени исполнилось уже больше десяти лет. Почему новая музыка так медленно входит в репертуар?

    Щедрин | Так устроен человек, что он хочет слушать знакомое, а не новое. Люди любят слушать концерты по заявкам - в тысячный раз "Турецкий марш" Моцарта или финал "Героической симфонии" Бетховена. Я их приветствую и считаю, что, если композитор написал что-то достойное, то это, как свет далекой звезды, рано или поздно дойдет до cлушателя. Что же касается "Лолиты", то теперь, когда она выходит из печати на русском и английском языках, у нее больше шансов быть поставленной. Когда мы готовили с Мстиславом Ростроповичем премьеру "Лолиты" в Стокгольме, у нас были большие сложности, потому что Голливуд выпустил тогда фильм и закупил права на сюжет "Лолиты" на пять лет. Помог нам сын Набокова, который лично выхлопотал разрешение для постановки оперы в Швеции.

    РГ | Нынешний фестиваль, посвященный Майе Плисецкой, имеет оперный акцент. Прозвучат "Не только любовь", фрагменты "Очарованного странника", литургия по мотивам повести Лескова "Запечатленный ангел", которую вы тоже решили представить в виде театрального действа.

    Щедрин | Прошлым летом мы видели такую постановку "Ангела" в Германии в исполнении хора Баварского радио и танцовщиков из "Комише Опер". Происходило это в большой красивой церкви, и такая идея нам понравилась. Мы поделились впечатлениями с Николаем Андросовым, который давно хотел сделать нечто подобное, и теперь он представит свою версию "Ангела" в Центре им. Мейерхольда.

    РГ | Центр оперного пения Галины Вишневской покажет вашу оперу "Не только любовь", посвященную Майе Михайловне. Вероятно, это приглашение носит символический характер?

    Щедрин | Да, мы всю жизнь дружим с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Когда Вишневская впервые приехала после изгнания в Москву, я выводил ее на сцену Большого театра и приветствовал. Это был первый шаг к их появлению в России. На этот раз на сцене ее театра будет показана редакция оперы, которую я сделал когда-то для Бориса Покровского. Ею и открывался Камерный музыкальный театр. Спектакль готовят молодые певцы под руководством Владислава Булахова - замечательного музыканта, с которым мне не раз приходилось работать.

    РГ | Композитор всегда существует в окружении своих исполнителей, популяризирующих его музыку. Каков круг близких вам музыкантов?

    Щедрин | О круге говорить очень трудно. Как всякий круг, он движется, стареет, молодеет, географически меняется, но я рад тому, что у меня есть исполнители, в том числе и молодые: Саша Гиндин, Денис Мацуев, который сделал одну из самых замечательных записей моего Пятого фортепианного концерта, Екатерина Мечетина, Михаил Березницкий, Максим Федотов, Александр Тростянский. На фестивале я буду впервые играть Концерт для виолончели с фортепиано с Денисом Шаповаловым. Когда-то первым исполнителем Концерта был Мстислав Ростропович. А Дениса я услышал в Германии и был просто сражен его игрой.

    РГ | Вы написали что-нибудь новое для фестиваля?

    Щедрин | Я посвящаю Майе постановку "Ангела" и в этом вижу благородную связь. Мы почти пятьдесят лет вместе и стараемся во всем помогать друг другу. Знаю, что когда закончится фестиваль Майи, она тут же с энтузиазмом включится в мой. Поэтому те, кто придет на концерты, смогут увидеть ее в зале в качестве зрителя. Для меня Майя остается феноменальной личностью, не перестающей удивлять меня.

    Поделиться