Зато встречавшие главу правительства на холоде нефтяники все же посвятили его в святая святых, продемонстрировав специально раскинутый макет. Дабы антураж полностью соответствовал действительности, недалеко от работающих скважин Приобского месторождения поставили качалки, вагончики и самих нефтяников. Бывшая вотчина "ЮКОСа" в виде самого Ханты-Мансийска предстала во всей красе.
У выехавшего на природу главы кабинета министров, правда, больше интересовались не ценами на нефть и проблемами этой отрасли, а потрясшими накануне кадровыми переменами во власти, оказавшимися, как всегда, неожиданными.
- Это достаточно тонкая, но серьезная настройка работы правительства, - практически словами экс-премьера Михаила Касьянова заметил Фрадков.
Причем если еще полтора года назад премьер-министр всячески отвергал любые попытки изменить созданную чуть больше полутора лет назад правительственную пирамиду, то сейчас он был настроен более миролюбиво. И если правительство в очередной раз подвергнется каким-то изменениям, то Фрадков, судя по всему, предпочитает заранее одобрить их.
- Полагаю, это процесс, который может иметь продолжение, - дал осторожный прогноз глава кабинета.
Оказывается, во многом это будет зависеть от того, насколько эффективно новый состав сможет организовать работу. Впрочем, новым заместителям действительно предстоит сделать немало. Несмотря на то, что официально распределение обязанностей между вице-премьерами еще не подписано, оно фактически объявлено. "Распределение - это не какая-то бог весть суперприоритетная задача", - считает Фрадков. Тем более еще до всех изменений профильным министрам успели четко очертить круг их ответственности. Особенно после появления так называемой национальной стратегии. Премьер лично съездил на коллегии четырех ответственных за реализацию национальных проектов министерств, чтобы проконтролировать подготовку к их реализации и еще раз напомнить министрам, насколько велика ответственность за их исполнение. Министры оценили и прониклись. Поэтому по большому счету первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву как первому заместителю главы Совета по реализации приоритетных национальных проектов досталось неплохое наследство.
Единственное, что не мог физически охватить один вице-премьер Александр Жуков, так это курирование министерств, как это было в структуре экс-премьера Михаила Касьянова. Тогда в обязанности шести вице-премьеров вменялось курирование разделенных на блоки ведомств. Но Фрадков, судя по всему, не намерен полностью копировать структуру экс-кабинета, объясняя, что "пока необходимости в курировании отдельных министерств просто нет".
Хотя при этом он не исключил, что по аналогии с министрами, которым сам Фрадков недавно даровал по еще одному - третьему заместителю и некоторым из них, работающим с регионами, и по четвертому, число вице-премьеров может расшириться.
Впрочем, изменения, происходящие в кабинете Фрадкова, за прошедшее время практически не прекращались. В личном подчинении премьера появлялись агентства и службы, функции некоторых структур передавались от одних к другим. При этом чиновники старательно объясняли, что это по сути не административная реформа, а настройка структуры. Настройкой структуры было и введение еще одной штатной единицы заместителя глав ведомств.
Последние кадровые назначения сам премьер оценил как "сильные решения, востребованные необходимостью решать стоящие перед правительством социально-экономические задачи".
- Это укрепление правительства во всех отношениях, сосредоточение сил и средств в исполнении принимаемых решений в органах исполнительной власти, на площадке правительства, - фактически покритиковав нынешний состав кабинета, который не отличался согласованностью позиций, заметил Фрадков. Столь крупные национальные проекты, подкрепленные бюджетными деньгами, да и масштабность задуманного вселяют надежду на их исполнение не только у премьера. Но все-таки шансов добиться более быстрых успехов гораздо больше у министра обороны Сергея Иванова, занявшего одновременно кресло второго вице-премьера. Несмотря на то что сложности в военно-промышленном комплексе, на которые неоднократно обращалось внимание власти, все же существуют, правительство готово помимо увеличенного бюджетного финансирования помочь и чем-нибудь еще. Не исключено, что "под крыло" нового вице-премьера все же перейдет курирование промышленности, собственно от которой во многом зависит повышение обороноспособности страны. А для этого, помимо военно-промышленной комиссии, которую пока еще возглавляет премьер, правительство готово к дальнейшему преобразованию этой структуры.
- Мы обсуждаем, какой орган необходим, чтобы обеспечить лучшую работу, - заметил Фрадков. - Как обеспечить Иванова необходимыми рычагами и инструментами.
Собственно, чуть позже Михаилу Фрадкову вновь пришлось принимать предложение по изменению структуры правительства.
- Назрела необходимость назначить вице-премьера, курирующего нефтянку, - говорили премьеру собравшиеся в Ханты-Мансийске главы нефтяных компаний.
Свою просьбу они аргументировали фактическим отсутствием координатора этой отрасли в центре.
- Надо хотя бы раз в год уточнять энергетическую стратегию, - предложил президент "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов.
Впрочем, главная проблема отрасли, по словам нефтяных генералов, в нормативной базе. С 1 января 2006 года в силу должен вступить новый Лесной кодекс, положения которого по сути вступают в противоречие с Земельным кодексом. "В результате стоят скважины, трубопроводы, а мы несем убытки", - жаловался Богданов, предложивший вносить поправки в Лесной кодекс, не дожидаясь его новой редакции.
- Мы фактически говорим об одном окне, где должны решать эти проблемы, - в министерстве природных ресурсов, - заметил Фрадков. И тут же обрушился на ведомство Юрия Трутнева. "Почему в МПР невозможно было решить эти вопросы? Они безответственны или у них нет государственного мышления?" - попытался призвать нефтяных генералов к откровенному разговору Фрадков.
- Очень много согласований надо пройти и в минэкономразвития, и в минпромэнерго, - не стал рубить с плеча нефтяник.
- Так, МПР должно согласовывать, напрягать всех, - горячился премьер. - Не есть, не спать несколько дней. Или что это - либо нежелание, либо неумение решать вопросы?
- У кого есть связи и контакты, тот и решает, - признался президент "Русснефти" Михаил Гуцериев.
Но на премьера подобные убеждения не действуют. "Трутнев должен был воедино связать три кодекса - Водный, Лесной и Земельный, - заметил Фрадков. - Это элементарно".
Пока же ни Трутнев, ни Христенко, ни Греф проблем нефтяников не решили, добытчики "черного золота" надеялись отставить их вместе с главой правительства. Но Фрадков остудил их пыл: "Здесь одним премьером не обойтись".
Но тут уже не на шутку забеспокоились нефтяные генералы.
- Государство должно только регулировать, а никого вмешивать в это не надо, - осторожно заметил Гуцериев.
Правда, наслушавшись жалоб, Фрадков уже сделал вывод: чудес не бывает - координации среди министров нет.
"На вас ставку делаю, - вновь применил прием под названием "социальная ответственность" Фрадков и добавил: - Но на тех, кто способен мыслить по- государственному".
При этом премьер, правда, для нефтяных генералов заметил, что для решения накопившихся в отрасли проблем и ста вице-премьеров не хватит. Так что, судя по всему, решать их нефтяным генералам придется по большей части самостоятельно.
Минэкономразвития к совещанию наконец-то выдало шесть основных мер по стабилизации ситуации в нефтянке, которые представил вчера новый заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов. Во-первых, правительство готово стимулировать разработку новых месторождений, предоставляя льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на семь лет. Для месторождений Восточной Сибири ведомство Грефа предлагает рассматривать и регулирование тарифа по транспортировке. Во-вторых, будут утверждены критерии выработанности месторождений для установления дифференцированных ставок налога, который будет утверждаться правительством.
Еще одним предложением минэкономразвития стало введение обратной зависимости при установлении акцизов на нефтепродукты: чем выше цена на нефть, тем ниже акциз на продукты ее переработки высокого качества.
О чем так и не удалось договориться, так это об "отвязке" НДПИ от мировых цен на нефть. Главным противником этой меры, по понятным причинам, выступил минфин, ведь цена изменений - семь миллиардов долларов в год выпадающих доходов. Впрочем, и сам премьер не спешит. "Нечего НДПИ особо раскачивать", - предостерег он.