17.11.2005 03:00
    Поделиться

    На Дальнем Востоке арестовали капитана судна-браконьера

    Скупаемые на корню квоты не позволяют вести честный промысел

    «Иван-город», который, по данным мониторинга, должен находиться в японском порту Момбецу, был осмотрен 14 октября 2005 года в исключительной экономзоне (Камчатско-Курильская промысловая зона) группой Камчатской госморинспекции. Грузовой трюм СРТМ-К был оборудован 11-ю емкостями для перевозки живого краба. В восьми из них находился живой камчатский краб — 8323 штуки, законность нахождения которого на борту судна капитан Петриченко подтвердить не смог. Ущерб, причиненный живым ресурсам, по предварительным оценкам, превысил 3,5 миллиона рублей.

    А теперь — экскурс в историю: чем же «Иван-город» уже знаменит? Начнем с некоторых подробностей уголовного дела бывшего градоначальника Петропавловска-Камчатского Юрия Голенищева, по которому он осужден. Став мэром, он назначил своим советником родственника, которому поручил искать инвестиции для социальных программ города. В частности, по обеспечению рыбопродукцией малоимущих слоев населения.

    К тому времени в Петропавловске-Камчатском уже существовало некое МУП, которое получало социальные квоты. Само эти квоты не осваивало, а делило — передавало их каботажному флоту, который должен был поставлять на берег дешевую рыбу. Новым руководителям предприятия и их покровителям из администрации города этого показалось мало, они решили приобрести для МУП свой пароход. Для покупки и передачи этому предприятию судна на условиях лизинговой аренды был предложен инвестор — одно московское ООО, коммерческим директором в котором в свое время работал родственник мэра.

    Потом, как установит суд, желая отблагодарить его за сделку с лизингом судна, Голенищев распорядился заключить договор с другой московской фирмой, «родственницей» той самой ООО, на поставку для нужд города труб по явно завышенным ценам.

    Итак, при помощи московской фирмы у МУП появилось судно «Иван-город», для которого разными путями были приобретены квоты на добычу донно-пищевых видов рыб.

    Тогда это уже была популярная практика: камчатскую акваторию наводнили суда, приобретенные при посредничестве именно из европейской части России, которые сами по себе никогда бы не получили доступа к местным ресурсам. Хотя при тогдашнем состоянии ресурсной базы наращивать здесь флот уже не было необходимости. Тем более, что некоторые из этих пароходов практически сразу начинали вести браконьерский промысел. Лучший тому пример — СРТМ-К «Иван-город».

    В апреле 2003 года в отношении его капитана природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело. Как выяснилось в ходе следствия, «Иван-город» превысил свои квоты примерно на треть (перелов шел, в основном, по минтаю). Сырец отправлялся в Петропавловск-Камчатский, после чего исчезал в неизвестном направлении (о социальных обязательствах уже никто не вспоминал). Кроме того, появились данные о контактах СРТМ-К с другими судами. При том режиме, в котором работал «Иван-город», такой контакт мог означать одно: перегруз «левака».

    Это было одно из первых громких дел по браконьерскому промыслу в прибрежной зоне, хотя в то время это понятие не было так распространено. Еще большую скандальность делу придал факт, что в него оказалась втянута структура муниципальной власти - орган местного самоуправления. Лишний раз подтвердилась истина о том, что сращивание властных структур с коммерческими очень часто заканчивается плохо.

    Капитан «Иван-города» был осужден в 2003 году, получил условный срок. У МУП дела шли все хуже. В итоге СРТМК «Иван-город» был продан. Новым его хозяином стала сахалинская компания. Надо сказать, что это не самое последнее предприятие на Сахалине. Оно достаточно известно и уважаемо. Но в последнее время фирме не очень везет. В июне 2003 года ее траулер «Кривая коса» задержали у западного побережья Камчатки. На борту оказалось три тонны живого камчатского краба, хотя по разрешению он должен был ловить краба-стригуна у Сахалина. Капитан был осужден.

    В декабре 2004 года это же судно после погони опять задержали у западного побережья Камчатки. И опять на борту оказался камчатский краб, хотя разрешения на его промысел у «Кривой косы» не было. И вот теперь — «Иван-город».

    Видимо, причина неприятностей, которые свалились на фирму, в следующем. За последние пять лет из центра России корпорации скупили на Сахалине, в Приморье (этот процесс идет и на Камчатке) многие предприятия, которые имели или могли получить квоты, прежде всего, крабовые. И забрали практически все ресурсы себе. А что делать остальным? Понятно, что.

    Когда «Иван-город» был куплен, то это промысловое судно было переделано в транспортное и, как «Кривая коса», отправлено на западную Камчатку, чтобы оттуда уходить с ворованным крабом в Пусан (у берегов Сахалина воровать уже нечего, там краба уже давно выловили).

    Вину предприятия в организации браконьерского промысла должен установить суд. А происходит это не очень часто.

    Что касается «Иван-города», то, видимо, у парохода судьба такая — кочевать из одного уголовного дела в другое. Подозреваю, что мы еще не раз о нем услышим.

    Поделиться