По его словам, западные политики приняли такое решение для того, чтобы дать России дополнительную возможность убедить Иран смягчить свою позицию на переговорах. Какими будут дальнейшие шаги российского руководства, обозреватель "РГ" узнал у главы МИДа России Сергея Лаврова:
Российская газета | Сегодня МАГАТЭ представит свой новый доклад. Очевидно, что Россия также внимательно следит за заявлениями и действиями иранского руководства, анализируя информацию своих источников. Были ли случаи, когда оценки российских экспертов существенным образом отличались от выводов МАГАТЭ?
Сергей Лавров | Доклад, который сегодня представит генеральный секретарь МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, мы уже изучили. В нем констатируется дальнейшее продвижение к решению тех вопросов, которые возникли в силу того, что Иран долгое время не сообщал МАГАТЭ о своей ядерной программе.
Предыдущий доклад, который рассматривался в сентябре этого года, также фиксировал прогресс по ряду важных непроясненных вопросов.
Мы доверяем профессионализму инспекторов МАГАТЭ. Тем более что они имеют весьма широкий доступ к интересующим их объектам. Очевидно, что у международных экспертов МАГАТЭ значительно больше возможностей делать весомые выводы, чем у специалистов любого отдельно взятого государства.
Мы поддержим содержащийся в новом докладе основной вывод о необходимости продолжать работу в рамках МАГАТЭ. Безусловно, были сообщения о наличии, к примеру, у США разведданных, которые касаются ядерной программы Ирана и возможных аспектов ее военного использования. Эти данные пока не рассматривались предметно, так как фактически не было представлено ни одного документа, доказывающего предположения американской разведки.
Разумеется, мы относимся к этой проблеме серьезно. И если такие данные с реальными доказательствами действительно будут представлены, то, безусловно, мы их рассмотрим самым серьезным образом.
РГ | Что вы имеете в виду под "рассмотрим самым серьезным образом"? Речь идет о передаче иранского ядерного досье в Совбез ООН?
Лавров | Я не имел этого в виду. Мы не исключаем передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН. Однако сейчас нет каких-либо оснований для этого. Все будет зависеть от того, что конкретно будет доказано. Гадать, четко не понимая, о чем все же может идти речь, я не буду и другим не советую.
РГ | Хавьер Солана фактически предложил России выступить в роли посредника. Согласна ли российская сторона сыграть эту роль?
Лавров | Мы ни для кого ничего делать не будем. Россия поддерживает с Ираном свой собственный диалог, направленный на то, чтобы обеспечить удовлетворительное решение возникших раньше проблем. Наш основной критерий - обеспечить режим нераспространения оружия массового уничтожения. Это единственное, чем мы руководствуемся. Пока мы в действиях Ирана реальных угроз режиму нераспространения не усматриваем. А все имеющиеся сомнения должны прорабатываться и дальше по линии инспекторов МАГАТЭ, которые как раз этим сейчас активно занимаются. Диалог с Ираном помимо России ведет "евротройка" и США. Мы регулярно проводим консультации и сверяем наши оценки.
Я знаю, что "евротройка" предложила Ирану 6 декабря возобновить консультации. Иранское руководство, по моей информации, в предварительном плане отреагировало на эту инициативу положительно. Считаю, что это разумный подход. Возобладал здравый смысл. Любой другой подход, связанный с поиском каких-либо политических ходов в отношении ядерной программы Ирана, был бы в данном случае неприемлем, так как вопрос слишком серьезный.
РГ | Вашингтон нередко упрекают в слишком жесткой и бескомпромиссной внешней политике. С госсекретарем США Кондолизой Райс, как известно, вы общаетесь чуть ли не в ежедневном режиме. Часто ли вам удается найти общий язык?
Лавров | Достаточно часто. Пример, о котором мы сейчас говорим, - иранская ядерная программа подтверждает, что при настойчивой аргументированной дипломатической работе можно достигать компромиссных договоренностей.
Я бы не стал говорить о том, что американцы не делают никаких выводов. У них действительно есть стремление решать вопросы международных отношений в одностороннем порядке. Однако опыт, который они приобрели за последние годы, конечно же, подталкивает их к однозначному выводу о необходимости искать многосторонние форматы для решения различных проблем.
Возьмем другой пример - ситуацию в Ираке, где недавно произошли важные изменения. Я имею в виду проведенную в Каире по инициативе Лиги арабских государств встречу представителей всех основных иракских групп, включая оппозиционные. В принятых на этой встрече договоренностях фиксируется необходимость и в определении графика вывода иностранных войск из Ирака и в проведении на иракской территории конференции по национальному диалогу. Я думаю, что накануне выборов в Национальную ассамблею Ирака это очень важные решения. Напомню, что совсем недавно американцы выступали против фиксации подобных договоренностей.