Сошлюсь по этому поводу на замечательную фразу Зощенко: "У одной докторши умер муж. Ну, думает, ерунда. Оказывается, не ерунда". И вот мы слышим, что оперой "Война и мир" будет дирижировать не Ростропович. Вроде бы пустяки. Но для огромного количества людей страны, поклоняющихся Ростроповичу как великому мастеру, это очень большой удар.
Я не ставлю под сомнение талант главного дирижера Большого театра, но это радости Москвы. А Мстислав Ростропович - это радости всего мира. Я бы, например, не поехал из Ленинграда в Москву на оперу "Война и мир" без Ростроповича, а на Ростроповича поехал бы непременно. И таких людей сотни, а может, и тысячи по нашей стране.
Мстислав Ростропович - гениальный художник, об этом не следует забывать. У нас в России ХХ века таких было лишь несколько: Блок, Ахматова, Пастернак... И со всеми мы ухитрились поступить, мягко говоря, странно. И сейчас тоже поступаем странно. То, что артисты не приходили, как это положено на Западе, готовыми к репетиции, - это я как театральный режиссер знаю прекрасно.
Как правило, это означает простое незнание текста. И на сцене они сначала учат текст, а потом уже начинают работать, вместо того чтобы подготовиться дома. Очевидно, Ростропович с этим столкнулся. Я верю Ростроповичу и в то, что сократили время репетиций. Это наша обычная практика отношения властей, директоров к культуре.
Потом началась какая-то странная кампания по телевидению: то ли театр поссорился с дирижером, то ли нет... А мне неинтересно, поссорились они или нет. Директор Большого театра обязан был обеспечить все условия такому мастеру, потому что мастер сделал бы радость для всех нас.
И везде звучит этот странный намек, который потом дойдет и до власти: что, мол, маэстро уже в возрасте, раздражителен не в меру, быстро устает... Этим, мол, все и объясняется. Я все это тоже знаю - много раз проходил в жизни.
В этой ситуации я бы хотел процитировать Илью Ильфа: "Не надо бороться за чистоту, надо подметать".
Не надо объяснять, почему у нас не будет яркого художественного произведения, надо заставить всех заниматься своим делом. Надо перенести срок премьеры, дать возможность Ростроповичу подготовиться. Иначе все это звучит примерно так: "Знаете что, господа, у нас сегодня Александр Сергеевич Пушкин выступать не будет, потому что мы не успели подготовить помещение. Но согласен выступать Вяземский".
Мы со сталинских времен усвоили, что незаменимых людей нет. А Ростропович - человек незаменимый.