13.12.2005 04:00
    Поделиться

    Лиана Пепеляева: депутаты подготовили предпринимателям ООО-подарки

    Однако за период, прошедший с момента принятия указанных законов, в нашей стране вырос уровень правоприменения, изменились требования к корпоративному управлению. Практика стала показывать, что отдельные положения законодательства об обществах с ограниченной ответственностью требуют усовершенствования в соответствии с изменившимися условиями.

    В качестве одного из примеров требующих разрешения проблем можно привести закрепленное законом право участника общества в любое время выйти из состава участников и потребовать выплаты действительной стоимости его доли. Данные положения, изначально установленные в интересах участников общества, стали широко использоваться для злоупотреблений, в том числе для уклонения от уплаты налогов.

    Так, если из общества выходили все участники, то такая организация оставалась без имущества, без работников, без собственников, но с непогашенными долгами перед кредиторами. В других ситуациях из общества выходили все участники, кроме последнего, который по ряду причин уже не мог воспользоваться таким правом, соответственно именно этот участник оказывался в ущемленном положении. Из-за возможности произвольного выхода участника учредителям новой организации нередко приходилось выбирать в принципе не свойственную для закрытого бизнеса организационную форму акционерного общества, в котором такого положения нет.

    С июля 2002 года в России стал действовать новый порядок государственной регистрации юридических лиц, который существенно упростил и дебюрократизировал эту процедуру. Но вместе с положительными моментами появилась возможность незаконного получения контроля над обществами с ограниченной ответственностью. Дело в том, что сейчас для того, чтобы права и обязанности участника общества перешли к приобретателю, достаточно направить в общество уведомление о продаже доли в уставном капитале. Однако возможность проконтролировать достоверность содержащихся в таком уведомлении сведений законом не предусмотрена ни для самого общества, ни для регистрирующего органа. В результате доли в уставном капитале и связанные с ними права собственников общества передаются помимо воли собственников. Известны случаи, когда злоумышленники просто представляли в регистрирующий орган документы, свидетельствующие о смене состава участников общества, получали выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и пользовались ими для подтверждения своих полномочий по управлению обществом и его активами.

    И это только некоторые примеры, свидетельствующие о необходимости модернизации законодательства об ООО. Поэтому в сентябре этого года правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который направлен на устранение этих проблем. 9 ноября законопроект был принят в первом чтении, сейчас ведется активная работа по его совершенствованию.

    Законопроектом, например, исключается возможность произвольного выхода участников из общества. Устанавливается, что после приобретения доли в уставном капитале извещено должно быть не только общество, но и регистрирующий орган, и только с момента регистрации соответствующих изменений приобретатель доли получает возможность осуществлять права и нести обязанности участника общества.

    Изменяется статус договора, который учредители заключают при создании общества. Сейчас учредительный договор - это учредительный документ. Наличие двух учредительных документов - устава и учредительного договора - усложняло систему управления обществом, но не обеспечивало дополнительной защиты интересов участников общества. Изменениями предложено установить, что этот договор является договором о совместной деятельности учредителей по созданию общества, внесению вкладов.

    За период деятельности обществ с ограниченной ответственностью был накоплен богатый опыт споров между участниками корпоративных отношений в ООО. С целью уменьшения конфликтности в этой сфере в акционерное законодательство в 2001 году уже вносились изменения. С учетом судебной практики, опыта применения норм акционерного законодательства, законопроектом предлагается унифицировать регулирование схожих отношений в случаях, когда различия не обусловлены особенностями той или иной организационно-правовой формы: корректируются положения о внесении вкладов участников, о порядке совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, о порядке использования участниками общества преимущественного права приобретения продаваемых долей, а также некоторые другие.

    По моему мнению, необходимо рассмотреть вопрос об увеличении предельного числа участников общества с ограниченной ответственностью, поскольку вносимые изменения создают предпосылки для преобразования в них многих уже существующих акционерных обществ. Принимая во внимание многочисленность обществ с ограниченной ответственностью, следует увеличить сроки приведения учредительных документов ООО в соответствие с новыми требованиями. Законопроектом предполагается ввести в действие предусмотренные изменения с 1 января 2006 года, а существующие организации должны привести свои учредительные документы в соответствие не позднее 1 июля 2006 года. Полагаю, что целесообразно установить более поздние сроки.

    В целом я считаю, что в результате предлагаемых изменений привлекательность обществ с ограниченной ответственностью как одной из основных форм организации частного бизнеса только повысится.

    Поделиться