Народный артист СССР Александр Калягин выдвинут Союзом театральных деятелей России на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за его артистические работы последних лет и создание Центра поддержки русского театра за рубежом.
Александр Калягин узнаваем и неизменен со времен тетушки Чарли и "Прохиндиады". Приветлив и улыбчив, доброжелателен и открыт, непосредственен и остроумен. Без фанаберии, без самолюбования, без так свойственного актерам "видения себя со стороны". Таков Александр Александрович в общении с журналистами и со своими коллегами по Союзу театральных деятелей и по сцене. И это не "стиль поведения начальника", каковым себя не ощущает. Тут проявляется натура человека общительного, неравнодушного.
Нас, конечно же, интересует актер-режиссер-худрук-председатель Калягин. Но разговор начался с вопросов о Союзном государстве, о контактах с Беларусью.
- Как вы относитесь к нашему общему государству? К увеличению в результате объединения России и Беларуси культурного пространства? Что в основе - цели политиков или это естественный, желаемый нашими народами, исторически оправданный путь?
- Человечество, начиная с древнейших времен, выживало коллективным способом, объединяясь. Люди понимали, что перед лицом стихий, опасностей, бедствий, катаклизмов надо объединяться. Слова такого "катаклизмы" еще не знали, но понимали - надо быть вместе. Так легче выжить. Это сама природа нам подсказывает.
Поэтому я не разделяю мнения тех, кто считает: надо разъединиться, чтобы лучше жить. Да, есть непримиримые точки зрения. Но сейчас все в мире так тесно связано, что касается, например, экономики, борьбы с терроризмом - все это подталкивает к объединению. Поэтому создаются фонды, союзы, политические объединения, государственные и международные. Так, ЮНЕСКО создано, чтобы помогать мировым культурным явлениям. Европейский Союз - указ он нам или не указ - в лучших своих побуждениях нацелен на истинное объединение. Я - за объединение.
- Что может помочь людям осознать себя, увидеть грязь в собственной душе, исправиться? Искусство?
- К сожалению, к осознанию этого людей подводит только беда. Я актер уже много лет, так что на жизнь смотрю философски. Когда постигаешь образ - человека препарируешь, его психологию препарируешь. Так вот, я думаю, человека практически ничто не может переделать. Только беда, причем большая беда. Случилась война - объединились. Как будто нужно услышать крики боли, увидеть горы трупов, чтобы сказать: "Нет, хватит, давайте объединяться". А без этого нельзя? Разве нельзя в глубинной, эмоциональной памяти сохранить знание, что не обязательно БЕДА должна объединять нас. Да и то, увы, ненадолго. Вот после всех "вскрытий" внутреннего мира персонажей, которых я сыграл, понял, какая недолгая у людей память. Человек неизменен в своих устремлениях. Он способен быстро забыть то, что его делало человеком.
- Как-то грустно получается...
- А что делать...Вот вы говорите - искусство. Сколько уж оно существует на свете, сколько великих достижений, откровений в архитектуре, литературе, живописи, в театре. И что, эти образцы сильно переделали человечество? Нет, но... способствуют. Бесспорно - без искусства было бы еще хуже. Но процесс влияния культуры, в том числе и театральной, на людей - это долгий, занудный, мучительный процесс.
Любой театральный актер или режиссер знает: возьми глубокую пьесу, поставь хороший спектакль, собери триста человек в зале, ну, дай бог, трое уйдут просветленными, с какой-то перевернутой душой. И ничего тут не поделаешь. Кто-то просто приятно проведет время, кто-то ничего не поймет. Такой вот кпд. Сколько надо выжать апельсинов, чтобы получить полстакана натурального сока? Сколько змей выдоить, чтобы получить каплю лекарства, которое спасет от силы пять человек?
- И вы, зная такую арифметику, работаете, выкладываетесь, надрываетесь ...
- Что ж тут поделаешь, это уже Бог дал такое призвание. Это оттуда, свыше. Не такой уж я подвижник. Я просто вкалываю, я актер, режиссер. Еще при рождении дано мне было это призвание, и больше ничего.
- Что это такое - призвание? Искра божья? Желание лицедействовать, представлять, перевоплощаться, донести до зрителя какую-то мысль, эмоцию?
- Да-да, все, что вы назвали, через запятую. Некоторые добавляют, что это процесс, позволяющий сделать явными твои комплексы, чтобы они стали менее болезненными. Если окунуться в психоанализ, то это профессия, которая позволяет тебе уйти от себя, спрятаться под личиной героя. Так тоже можно сказать. Хотя все равно жест, интонация, блеск глаз выдадут. Поэтому это и то, и другое, и третье.
Я считаю, что актерство - бессознательный процесс. Поэтому мы так сильно отличаемся нашей эмоциональностью от политиков. Я имею в виду, что и мы и они работаем с массами. Но у политиков распрямленная мысль, чтобы как можно прямее, доходчивее попасть в голову слушателям. "Плохо потому-то, потому-то и потому-то, надо сделать то-то и то-то. Этим не верьте, эти врут. Я вам помогу, я вас спасу". У людей искусства, у людей театральной, вообще любой культуры, мысль завернута в образы, в эмоции. Мы апеллируем к другому, стараемся достучаться до сердца. Наше мышление инфернальное, эмоциональное, более глубинное, психологическое. Мы перебрасываемся образами. Это завораживает, манит. Иногда даже что-то непонятно людям, но притягивает, запоминается, оставляет след в душе. Это неплохо, если рана в душе саднит.
- А о чем болит душа у художественного руководителя театра Et cetera, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина?
- В театре у нас сейчас напряженное время. 30 ноября прошло торжественное открытие нового здания театра на Тургеневской площади, во Фроловом переулке. Мы обживаем новый большой дом, переносим спектакли. Этот очень трудно: другие размеры сцены, надо переделывать декорации, костюмы, даже мизансцены.
Союз театральных деятелей... Ну, меня переизбрали на второй срок. Когда все хорошо, то зачем он нужен, этот союз? Только взносы платить? А вот когда беда, то приходят - дайте путевку, надо отдохнуть, помогите устроиться в больницу. Знаете, все мы хороши, когда здоровы, а когда что-то прихрамывает в жизни, когда человеку плохо, он не хочет быть одиноким, он ищет поддержку, помощь. Актерские нагрузки мало с чем можно сравнить. Это постоянная работа сердцем, вечная неустроенность, ранние болезни. Вот СТД РФ по мере сил и возможностей и решает вопросы с медициной, с поликлиниками, со здравницами, домами для престарелых актеров.
Ведь после развала СССР многие наши коллеги, особенно в русских театрах в ближнем зарубежье, оказались в катастрофическом положении. Нужно и о них позаботиться. Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным я поднял этот вопрос. Президент с пониманием отнесся к проблеме. Было решено, что администрация президента будет помогать Союзу театральных деятелей заниматься театрами соотечественников, находящимися на территории бывших союзных республик. Но об этом надо расспросить специалистов, которые непосредственно таким делом занимаются...