15.12.2005 02:00
    Поделиться

    Ярославскому паспортно-визовому управлению грозит урезание

    На «гребне волны» паспортно-визовому управлению грозит урезание

    Закройте дверь с той стороны

    Дело в том, что в Министерстве внутренних дел, совершенно справедливо озабоченном ростом террористической угрозы, продолжается реорганизация, а именно: создаются территориальные органы Федеральной миграционной службы, в которые войдут управления по делам миграции региональных управлений внутренних дел и паспортно-визовые управления. Загвоздка, однако,  состоит в том, что работать в новой структуре «приглашены» лишь те сотрудники региональных  паспортно-визовых управлений, которые получают зарплату из федерального бюджета. Все остальные, получается, должны будут забрать личные вещи из  рабочих столов и навсегда выйти за порог своих кабинетов.

    В Ярославской области сегодня выдают паспорта, присваивают людям статус гражданина, оформляют вид на жительство и массу других подобных по значимости документов всего 252 человека (они обслуживают, напомню, один миллион 350 тысяч жителей губернии). Но даже эта скромная цифра выплакана и вымолена руководством бывшей паспортно-визовой службы у начальства областного УВД, потому как до 2000 года специалистов по паспортам в области было и того меньше – 148 человек. Понимая, что сотрудники службы просто «зашиваются», тогдашний начальник областной милиции Вячеслав Петухов постепенно за счет перераспределения штатной численности, то есть сокращения людей там, где без них можно обойтись, и добавления туда, где обойтись нельзя, увеличил паспортно-визовую службу до сегодняшних размеров. Таким более-менее усиленным составом ярославская паспортно-визовая служба справилась с начавшейся в 1998 году паспортной реформой, выдав за все время, пока она проводилась, 1 миллион 240 тысяч новых паспортов. Причем работала явно не хуже других, поскольку вручать 100-миллионный российский паспорт замминистра внутренних дел Александр Чекалин приехал именно в Ярославль.

    Местные? Уволить!

    Реформа отшумела, людской поток из паспортно-визовых коридоров немного схлынул, и все равно времени на то, чтобы в служебные часы любоваться пейзажем за окном, у паспортистов как не было, так и нет.

    – За девять месяцев нынешнего года мы одних только загранпаспортов оформили 26 тысяч штук. В 2002 году за это время их было оформлено 14 тысяч, – говорит Татьяна Агапова, заместитель начальника УВД Ярославской области, курирующая паспортно-визовое  и миграционное управления. – Заявлений по вопросам гражданства рассмотрели  больше 17 тысяч, тогда как три года назад таких заявлений было около двух тысяч. Вдвое увеличилось и количество рассмотренных материалов об оставлении на постоянное жительство. Увеличение объемов идет практически по всем направлениям нашей работы.
    И вот на этом-то «гребне волны» паспортно-визовому управлению грозит урезание.

    Люди, руководящие паспортно-визовыми процессами в регионах, еще в прошлом году интересовались в министерстве, как же теперь решать этот нештатный штатный вопрос. Им пообещали,  что все их подчиненные, находящиеся на региональном финансировании, будут переведены на федеральный бюджет. Однако недавно, в октябре, из ФМС в регионы поступило письмо с предложением представить проекты штатных расписаний из расчета  все тех же… сотрудников-«федералов».

    Набивший оскомину вопрос «что делать?» навис над региональными паспортно-визовыми управлениями всей своей железобетонной тяжестью. Из 252 штатных единиц на федеральном финансировании находятся лишь 116. То есть столько и должно в итоге остаться.

    Даешь трудовой рекорд!

    – В таком составе мы просто физически не сможем выполнять поставленные перед нами задачи, – переживает Татьяна Агапова. –  Не спасет ситуацию даже усиление технической базы, потому что один человек все равно не сможет работать на пяти компьютерах. Ведь каждый случай индивидуален. Беря паспорт в руки, наш сотрудник обязан установить его подлинность, проверить каждую страницу, в том числе в ультрафиолетовых лучах, провести по всем учетам – не разыскивается ли гражданин, не в розыске ли паспорт. А потом данные снова ввести во все учеты. На выдачу того же паспорта гражданина РФ в одном случае сотрудник тратит минимальное количество времени, а в другом – в десять раз больше. Все зависит от личности человека, от законов той страны, откуда он приехал. От того, насколько правильно мой сотрудник проверит документы, зарегистрирует гражданина, зависит, будем ли все мы спокойно спать. А если таким серьезным делом заниматься второпях, ничего хорошего не получится.

    Для обычного гражданина, вынужденного отпрашиваться с работы или жертвовать личным временем, собирая массу документов, чтобы получить отечественный или заграничный паспорт, оформить гражданство новорожденному ребенку или зарегистрировать приехавшего  в гости иностранца, посещение кабинетов паспортно-визовых служб вызывает часто спектр негативных эмоций. В очереди, возникшей из-за того, что к инспектору пришел очень плохо говорящий и еще хуже пишущий по-русски приезжий гражданин, он тоже не задумываясь винит паспортиста. А тому надо объяснить посетителю,  да подчас не один раз, что требуется заполнить и как, каждую бумажку из пакета документов подвергнуть «рентгену»,  проинформировать налоговую службу, проверить паспортно-визовый режим, торжественно вручить паспорт 14-летнему юному гражданину, выдать тот же паспорт неходячему инвалиду на дому, найти неплательщика алиментов, подежурить в составе ППС на улице и на футбольном матче, съездить в командировку в Чечню, получить весьма скромную зарплату и при этом изо всех сил стараться улыбаться и быть приветливым. Один лишь приезд к кому-либо иностранного гостя выливается для паспортиста в 7 – 10 операций: проконсультировать, выдать бланки, принять документы, оформить приглашение, выдать его, выдать разъяснение, зарегистрировать гостя, регистрацию продлить… Каждое из двенадцати направлений паспортно-визовой работы –  это совокупность большого количества операций и стопка таких «бумажек», на которые замыленным взглядом не посмотришь, – слишком велика цена. Бывали даже случаи, когда прямо на приеме у инспектора задерживали преступника, находящегося в розыске.

    – Судя по тому объему работ, который выполняется сегодня в паспортно-визовом управлении, его штат надо не сокращать, а, наоборот, увеличивать в два раза, – считает Татьяна Агапова. –  Но самое плохое состоит в том, что из нашей службы произойдет отток квалифицированных кадров. Потому что в два раза меньшее количество работников должны будут выполнять тот же самый объем работы. Люди, естественно, пойдут искать лучшей доли.

    Депутаты просят

    Понимая, чем грозит «ополовинивание» паспортных столов, губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын обратился к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с предложением перевести сотрудников ПВС, содержащихся за счет областного и городских бюджетов, на бюджет федеральный.  Аналогичное обращение, но уже в правительство Российской Федерации, поступило от депутатов Ярославской областной думы. Как отреагировали руководство МВД и правительство на подобные инициативы, пока неизвестно.

    8 декабря в Ярославле было официально зарегистрировано новое структурное подразделение ФМС – Управление Федеральной миграционной службы по Ярославской области. Из чего следует, что и паспортно-визовое, и миграционное управления, из которых новое подразделение сформировалось, приказали долго жить. А вместе с ними и старое штатное расписание. То есть 136 инспекторов паспортно-визовой службы должны озаботиться поисками работы. А их потенциальные клиенты, намеревающиеся посетить паспортно-визовый отдел в новом году, – занимать очередь прямо сейчас.

    Поделиться