Российская газета | Сергей Михайлович, каково ваше общее впечатление от экранизации романа?
Сергей Бархин | Мне кажется, что Бортко, вероятно, возомнивший себя великим после «Идиота», потерял контроль и аккуратность. В результате очень проиграл и понизил свои и без того несчастные акции сам Булгаков. Общество очень любит крушить кумиров предыдущих поколений. В свое время так снижали и Хемингуэя, и Пикассо. Из Ле Корбюзье сделали колбасу, хотя по сей день он продолжает оставаться архитектором номер один.
Я не хочу сейчас крушить фильм, я только пытаюсь понять, почему с ним случился такой конфуз.
Возможно, потому, что скорость мысли и скорость кино разные. И когда внутренний монолог или одна короткая, энергичная фраза булгаковской прозы медленно, добросовестно проговаривается актерами, которые еще и педалируют каждое слово, нарушаются все пропорции авторского повествования.
Педантизм не может быть спасительным. И огромные средства, вложенные в толпы танцующих женщин или жителей Ершалаима, тоже не могут спасти. Мне показалось, что у сериала вообще не было сценария. Решили, что проза Булгакова настолько грандиозна, что сама ляжет на экран. Но законы кино и литературы разные. Кино — искусство массовое, популярное, а литература — высокое, оно дает возможность в двух репликах создать целый мир.
Полностью интервью читайте в следующих номерах газеты
Ссылки по теме: