Но вместе с тем возникает вопрос о наличии у заинтересованных в приобретении контроля над компанией лиц возможности, например, купить законным способом контрольный пакет акций таким образом, чтобы этому не препятствовал менеджмент компании. Действующий Федеральный закон "Об акционерных обществах" в статье 80 предусматривает ситуацию, когда лицо, намеренное приобрести более 30 процентов акций акционерного общества с числом акционеров более 1000, направляет предложение остальным акционерам продать ему свои акции. Однако статья не предусматривает никаких мер, направленных на недопущение со стороны совета директоров или директора общества действий по противодействию смене акционерного контроля. Между тем известно, что интересы акционеров и менеджеров компании могут не совпадать, быть разнонаправленными. В случае, когда акционер заинтересован получить доход от владения своими акциями, совет директоров может год за годом принимать решения, не позволяющие выплачивать дивиденды даже при наличии у компании прибыли. И даже если в такой ситуации акционер пожелает продать свои акции, не факт, что ему удастся получить за них справедливую цену. Не желая смены акционерного контроля, менеджмент может принять ряд мер, снижающих привлекательность пакетов акций или уменьшающих стоимость компании. Это значит, что ни акционер, желающий продать свои акции, ни приобретатель, намеренный их купить, не имеют никаких гарантий, что они достигнут от сделки желаемого результата.
С учетом изложенного перед законодателем стояла задача установить порядок приобретения акционерного контроля над акционерным обществом, соответствующий основным тенденциям развития мировой практики в этой сфере.
Весной 2005 года депутатами был внесен в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", направленный на урегулирование отношений по приобретению крупных пакетов голосующих акций открытых акционерных обществ независимо от количества акционеров. Законопроект прошел сложную процедуру согласования и должен вступить в силу с 1 июля 2006 года.
Закон устанавливает, что лицо, намеренное приобрести более 30 процентов голосующих акций открытого общества, вправе через общество направить акционерам добровольное предложение продать свои акции. В интересах приобретателя определено, что с момента предъявления такого предложения совет директоров общества не вправе принимать ряд решений, приводящих к уменьшению стоимости компании или затрудняющих возможность приобретателя заключить с акционерами сделки по покупке акций. В интересах акционеров, желающих свои акции продать, установлено, что обязательство приобретателя по оплате акций должно быть обеспечено безотзывной банковской гарантией. Поскольку правоотношения в сфере ценных бумаг являются сложными, значительная часть положений закона направлена на урегулирование прав и обязанностей не только акционеров, приобретателя, органов управления общества, но и других участников этих отношений - держателя реестра акционеров, номинальных держателей, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Для акционерных обществ не менее значимой является ситуация, когда какое-либо лицо (самостоятельно или вместе со своими аффилированными лицами) приобрело пакет акций, позволяющий при определенных условиях контролировать решения, принимаемые общим собранием акционеров общества. В этом случае остальные акционеры не имеют фактической возможности участвовать в управлении обществом, то есть лишаются одного из основных своих прав, которые должны предоставляться акциями.
Мировая практика в подобных случаях признает оправданным возложение на лицо, контролирующее общество, обязанности предложить остальным акционерам приобрести у них принадлежащие им акции. Такое же положение было включено и в упомянутый закон. Положения об обязательном предложении, так же как и в случае добровольного предложения, предусматривают ограничения на действия совета директоров общества, определяют порядок действий всех участвующих субъектов. Помимо банковской гарантии в интересах акционеров, продающих акции, установлены требования к стоимости покупки ценных бумаг с целью применения при сделках наиболее справедливой цены. Обязательное предложение о приобретении акций должно быть сделано акционерам при приобретении более 30, 50 и 75 процентов голосующих акций.
В законе также была урегулирована ситуация приобретения лицом (самостоятельно или совместно с аффилированными лицами) абсолютного акционерного контроля, когда остальным акционерам принадлежит меньше пяти процентов голосующих акций. С одной стороны, права остальных акционеров на управление обществом лишены реального наполнения, и в этой связи рыночная стоимость столь малого пакета акций значительно отличается в меньшую сторону от стоимости такого же количества акций в пакете мажоритарного акционера. С другой стороны, общество, в котором мажоритарный акционер самостоятельно принимает стратегические решения по управлению обществом, формально все равно обязано созывать и проводить общие собрания акционеров, предоставлять акционерам информацию о деятельности общества, нести иные расходы, не оправданные участием миноритарных акционеров в уставном капитале общества. Более того, помимо необходимости несения подобных экономически неоправданных расходов, акционерное общество зачастую становится объектом атаки рейдеров, активно злоупотребляющих правами миноритарных акционеров.
В этой связи закон предлагает механизмы выкупа акций у миноритарных акционеров, как по их инициативе, так и по инициативе крупнейшего акционера. Устанавливаются требования к цене выкупа ценных бумаг: она не может быть ниже цены, по которой мажоритарий приобретал свой пакет акций; не может быть ниже средневзвешенной цены, по которой такие ценные бумаги продавались на бирже или у иного организатора торговли, или цены, определенной независимым оценщиком (если ценные бумаги публично не обращались). Возможность инициации процедуры выкупа ограничивается временными рамками. Предусмотрены и меры государственного контроля - до направления миноритарным акционерам требования о выкупе ценных бумаг оно должно быть представлено для проверки в федеральный орган по рынку ценных бумаг, который может представить предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
На этапе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе он был дополнен так называемыми переходными положениями. Дело в том, что закон должен вступить в силу с 1 июля 2006 года и устанавливаемые им правила будут распространяться на последующие отношения. Между тем вопрос приобретения полного акционерного контроля является актуальным и для уже существующих акционерных обществ и их собственников. В ходе анализа различных предложений было установлено, что недопустимо просто придать положениям закона обратную силу и предоставить крупным или мелким акционерам возможность инициировать процедуру выкупа акций. В настоящее время значительным препятствием является недостаточный уровень развития оценочной деятельности, который не обеспечивает определение действительно справедливой цены выкупа акций.
Поэтому предусмотрена необходимость принятия закона, определяющего порядок и условия обязательного страхования ответственности оценщиков, а также необходимость экспертизы оценки, проведенной независимым оценщиком, саморегулируемой организацией оценщиков. Только при исполнении этих двух условий вступят в силу положения, позволяющие акционерам, уже владеющим более чем 95 процентами голосующих акций, выкупить остальные акции у миноритарных акционеров, так же как миноритариям потребовать выкупа у них ценных бумаг крупнейшим акционером.