Командирам больше не придется мучиться над моральной дилеммой и заранее просчитывать, как приказ открыть огонь по воздушному лайнеру аукнется на их дальнейшей жизни и армейской карьере. Орден за такой перехват офицеру вряд ли дадут, зато по судам точно таскать не станут.
Если с юридической точки зрения все сомнения, похоже, исчерпаны, то с точки зрения военной главные решения еще предстоит принять. Дело в том, что современная система противоздушной обороны строится на прикрытии конкретных объектов. К примеру, в Центральной России их около 140, перед каждым есть свой рубеж ПВО.
- На разных направлениях они различной плотности, - рассказал корреспонденту "РГ" главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов. - На западе и востоке плотность выше, на севере - пониже. Зенитно-ракетные системы С-300 поражают цели на удалении триста километров. С принятием на вооружение "четырехсоток" зона досягаемости самолетов-нарушителей только увеличится. Я так скажу: сегодня столица достаточно надежно прикрыта на глубину 350-400 километров. Любой прорывающийся к Москве террорист будет обязательно сбит.
Надо создать технические средства, позволяющие взять управление захваченного самолета и отвести его от объекта нападения
С далекими от цели нападения лайнерами все понятно - они не пройдут. Но как быть, если на столичные объекты покусится террорист, захвативший самолет, скажем, во Внуково? Первый разворот воздушный корабль сделает над пересечением Ленинского проспекта и МКАДа, оттуда до центра города меньше минуты полета. За это время пэвэошники не то что сбить - добежать до своих ракет не успеют.
- Необходимо создать над Москвой сплошное круглосуточное радиолокационное поле, - не сомневается начальник столичной зоны ПВО генерал-полковник Юрий Соловьев. - Но в одиночку с этой проблемой военному ведомству не справиться.
В минобороны считают, что для создания единой системы контроля за воздушным пространством над Москвой нужна федеральная целевая программа и минимум от трех до пять лет. Безопасность столицы может потребовать неординарных шагов. В частности, установки на высотных зданиях специальных радиолокационных станций и зенитно-пушечных или ракетных комплексов малой дальности, которые будут работать в автоматическом режиме.
Еще один способ застраховаться от воздушных террористов - создать технические средства, позволяющие взять управление захваченного самолета и отвернуть его от объекта нападения. Такая аппаратура надежнее любой пушки. Но стоить она будет дорого, потребует серьезных трудозатрат и времени.
Между прочим, за рубежом до сих пор нет единого мнения, как поступать с захваченным террористами лайнером. После атаки зданий-близнецов в Нью-Йорке американские законодатели утвердили специальные правила для летчиков-истребителей и операторов зенитно-ракетных комплексов. "Добро" на применение оружия им дает лично президент США, министр обороны либо два уполномоченных им генерала ВВС. В августе прошлого года специальная комиссия при правительстве Индии определила угон самолета террористами как факт агрессии против государства. Воздушное судно разрешили сбивать, если теракт явно нацелен против стратегических объектов: например, здания парламента или президентского дворца.