Петр Толстенко: Опера должна исполняться на языке оригинала

- Приглашая вас в Минск, администрация театра ведь не скрывала от вас факт грядущего ремонта...

- Ремонт ремонтом, но работа в театре не прекращается. Все идет своим чередом: занятия, репетиции, спектакли. К тому же я уже проходил через это. Когда пел в Новосибирске, там была реконструкция, в Самаре намечался ремонт... А почему я сюда приехал, ответить несложно. Условия - я имею в виду зарплату и все такое прочее - и здесь, и в России в принципе одинаковые. Но в белорусском театре редкий по обширности репертуар, причем на языке оригинала. В Новосибирске, например, часть итальянских опер зрителям предлагают на русском, в Самаре все идет на русском. В этом, конечно, есть свое рациональное зерно, но все-таки опера на языке оригинала - это, как я считаю, более правильно. А чтобы всем было понятно, когда артисты поют по-французски или по-итальянски, нужно всего лишь установить бегущую строку над сценой - на мой взгляд, это самое элегантное решение проблемы. Говорят, это дорого, но не думаю, что уж слишком. Кстати, в Краснодаре такая строка есть...

Есть еще один плюс - Беларусь ближе к Европе. Хотя сомнений по поводу смены места жительства, конечно, было много. Не хотелось уезжать далеко от родителей - они у меня живут в Иркутской области. И у жены там родственники, на разлуку с родными нам обоим сложнее всего было решиться...

- Не разочаровались в своем решении?

- Пока все идет нормально. Публика встречает благожелательно, обзавелся новыми друзьями, квартиру дали служебную - живем, радуемся. Осваиваю новые оперы - партию Набукко выучил, "Кармен" повторил...

- Вы - Эскамильо, угадала? Где-то уже исполняли эту оперу?

- Разучивал для себя, на будущее. Точно так же, как и партию Грязного из "Царской невесты", Амонасро из "Аиды", Елецкого из "Пиковой дамы" - все это я разучил, но на большой сцене пока не пел. Пел Томского, князя Игоря, Щелкалова в "Борисе Годунове", Жермона и Риголетто... Это, значит, сколько получается? 9 партий за 4 года. На мой взгляд, неплохо...

- Вы воспитывались в семье священника, учились в духовной семинарии. И вдруг совершаете такой крутой вираж - от скромного служителя в церковном хоре к звезде сцены. А там - цветы, поклонницы, соблазны...

- Ну, особенно скромным я никогда не был. А до цветов и поклонниц мне еще работать и работать. Хотя как раз к этому я не стремлюсь, поскольку человек не тщеславный, не честолюбивый.

- Тогда зачем ушли из церковного хора?

- Это все Паваротти... Впервые я услышал его записи еще в семинарии. Захотелось попробовать петь так же, стал об этом думать все чаще, настойчивее...

- Окончательное решение стать оперным певцом не шокировало ваших родных?

- Напротив, родители были очень довольны, когда я поступил в консерваторию.

- Прижилось ли в вашей собственной семье что-нибудь из традиций отеческого дома?

- Каждое утро я благодарю Бога за то, что все у нас хорошо, есть крыша над головой, есть все необходимое для жизни. Поверьте, этого достаточно, чтобы быть счастливым. Молюсь за родителей, братьев, сестру, жену.

- А кто ваша жена?

- Лиза - альтистка, она еще учится в консерватории. Точнее, училась, теперь собирается переводиться в Минск.

- Очевидно, вы оба намерены задержаться здесь надолго?

- Нам очень нравится этот театр, думаю, когда его отремонтируют, он станет просто роскошным. Понимаете, существует масса опер, для которых нужна большая сцена, а здесь она огромная, значит, можно рассчитывать на полный репертуар. Вдобавок белорусский театр много гастролирует, а это плюс для всякого артиста. Конечно, я скучаю по родителям, но всегда приходится чем-то жертвовать ради собственного развития.

- Ваша любимая музыка?

- Очень люблю Верди, и как раз "Риголетто" стала моим дебютом в Беларуси. Теперь вот репетирую "Набукко"...

- А что вы исполняли в белорусском конкурсе?

- Сейчас даже сложно вспомнить. Я ведь после этого участвовал еще в одном состязании вокалистов. Месяца полтора назад занял первое место на Всероссийском конкурсе оперных певцов.

- Кто ваши учителя?

- В Новосибирске меня учил пению Николай Тимофеевич Дмитриенко, царство ему небесное. И Алексей Федорович Стерлев - он еще жив, дай бог ему здоровья.

- Отношения с педагогом поддерживаете?

- Конечно, когда что-то выигрываю на конкурсах, всегда помогаю ему материально: Алексей Федорович уже на пенсии, надо помогать. Может, и нам потом кто-нибудь поможет... Часто звоню учителю, советуюсь, а летом, когда еду к родителям через Новосибирск, занимаюсь у него вокалом.

- Как вы полагаете, может ли опера измениться в будущем, стать современнее, модифицироваться в шоу?

- Сложно сказать. Во всяком случае мне этого не хотелось бы. Что касается оперного искусства, здесь я беспощадный консерватор. Опера, как мне кажется, не должна идти на поводу у малообразованной публики, наоборот, ей нужно воспитывать людей. Но многие считают оперу скучным искусством. А почему? Потому что впервые сталкиваются с ней, часто уже будучи развращенными сегодняшними телевидением и эстрадой. Плюс не самые лучшие оркестры и исполнение, как это часто бывает в провинции. Если так дальше пойдет, оперу вообще никто слушать не будет. Все подменяется псевдокультурой. Поэтому нам нужно срочно заняться возрождением настоящей культуры и вообще всего лучшего, чем мы веками гордились.