Новый вид особых экономических зон реанимирует российские курорты

Юрий Жданов и Владимир Стржалковский: Объединяем усилия и возможности, чтобы развивать туризм. Фото: Аркадий Колыбалов.Российская газета: В чем смысл этих законодательных новаций? На что они стратегически направлены?

Юрий Жданов: Общий Закон об ОЭЗ был принят 22 июля прошлого года. В нем законодательно закреплены два типа ОЭЗ: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Уже идет полномасштабная работа в шести российских регионах, которые стали победителями конкурса на право создания ОЭЗ этих типов. В Москве и Томске в конце марта будут зарегистрированы первые резиденты ОЭЗ технико-внедренческого типа. Основной закон, как видите, работает, и решили ввести в законодательное поле третий тип ОЭЗ. Внесенный законопроект создает юридическую базу для ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Наверное, без появления федерального закона можно сколько угодно заниматься развитием туристической отрасли и даже делать это эффективно, но когда есть рамки закона, это означает участие государства в этой политике. А оно здесь крайне важно. Вы знаете лучше меня, что многие государства туристическую отрасль рассматривают как одну из основных в своем экономическом развитии. Поэтому здесь мы не изобретаем велосипед, а, напротив, делаем то, что уже хорошо апробировано в мире.

Владимир Стржалковский: В пояснительной записке к законопроекту четко определены особенности туристско-рекреационных ОЭЗ. В отличие от ОЭЗ двух других типов такие зоны могут создаваться в рамках нескольких муниципальных образований. Ясно, что если один склон горы находится на территории одного муниципалитета, а противоположный контролируется другим, то невозможно искусственно расчленить территорию курорта. Кроме того, на территории зон разрешается разработка месторождений лечебных минеральных вод и других ресурсов, используемых в лечебных целях. Разумеется, резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые льготы. Предлагается в законопроекте и снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Резиденты в течение первых 5 лет работы будут освобождены от земельного налога и налога на имущество. Здесь стоит отметить, что регионы, думаю, пойдут дальше, предоставив налоговые преференции не на 5, а, скажем, на 10 лет.

РГ: Для чего будут создаваться туристко-рекреационные зоны, в чем ключевая идея?

Стржалковский: Не секрет, что у нас в последние годы не создавались крупные туристические комплексы. Рост гостиничного хозяйства проходил точечно, на юге страны - в основном за счет мини-гостиниц, хотя многие из них не проходили классификацию как гостиница, чтобы уменьшить налогообложение. Но вот чтобы были по-настоящему крупные вложения, необходимо, конечно, содействие государства. Для российских граждан в первую очередь интересен пляжный туризм на Черноморском побережье, Каспийском море, акватория озера Байкал, Калининградская и Ленинградская области.

РГ: А Дальний Восток?

Стржалковский: Для пляжного туризма там пока не возникло достаточных предпосылок. Почему? Потому что рентабельность гостиничного бизнеса ниже, чем рентабельность, допустим, при строительстве супермаркета или жилья. Нормальный срок "отбивки" вложений -7-8 лет. В лучшем случае - 5-6 лет. Гостиничный бизнес - на грани этого восьмилетнего срока возврата вложенных средств. Поэтому инвестиции туда практически не шли. Кроме этого, всем известны сложности в выделении больших земельных участков, во взаимоотношениях с местными органами власти. Обилие дополнительных обременений отбивало желание идти и бороться, строить крупные туристические комплексы. С нашей точки зрения, предстоящее принятие закона и его реализация позволят сдвинуть эту работу с мертвой точки. Это ведь далеко не только налоговые льготы, при всей их огромной важности. Будет создан механизм, когда одна организация, территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, будет отвечать в целом за проводимую политику, решать вопросы с властями, с земельными комитетами, с налоговыми органами, с таможней, с правоохранительными органами. То есть создавать благоприятный режим для инвесторов. И, безусловно, второй важнейший момент - это помощь государства в виде как федеральных, так и местных средств для вложения в инфраструктуру. Допустим, есть хороший участок земли, есть понимание, что здесь в дальнейшем можно очень успешно развивать туристический бизнес, но нет дороги до аэропорта, не подтянуты электросети, канализация. У инвестора руки могут опуститься! А если срок окупаемости проекта будет разумный, то пойдут деньги. Для этого и создан проект этого закона, продумана система его реализации.

РГ: Но есть и принципиальные возражения противников законопроекта. Говорят, что зона может превратиться в офшор, тем более что нет жестких ограничений по размерам территорий. Какие законодательные преграды можно поставить этой угрозе?

Жданов: Такие преграды действительно нужно ставить. Есть расхожее мнение, что особые экономические зоны - это просто уход от налогов. Но никакие налоги несопоставимы с вложением государства в инфраструктуру. Экономическая эффективность снижения налогов - сотни тысяч рублей, а вложения государства - это миллиарды рублей. Будет значительное участие государства в тех проектах, которые победят в конкурсе. Уже сейчас с десяток регионов прислали нам свои предложения по созданию туристско-рекреационных зон, пусть и не в том формате, в котором мы будем их официально принимать. Я предполагаю, что на конкурс может быть подано больше 20 таких предложений. Здесь подчеркну, что сначала надо будет посмотреть, как начнет работать механизм по новому виду зон. Нельзя распылять возможности, нельзя рассредоточивать внимание, нужно выбрать для начала ограниченное количество проектов. Меня в последнее время достаточно сильно критикуют, что из 72 проектов мы объявили победителями только шесть по другим видам зон. Но вспомним, что мы столкнулись и с фальсификацией документов, и с заявками, в которых не были указаны предполагаемые резиденты. Как мы можем, не видя, кто собирается вкладывать деньги, "палить" государственные средства? Поэтому здесь идеология за Владимиром Игоревичем. Он отрасль знает великолепно, знает основных туроператоров, как наших, так и зарубежных. Мы не знаем, какой эффект даст строительство уникальных комплексов на Байкале. Это прежде всего Ростуризм должен сказать, какого мы можем ожидать привлечения туристов в этот регион, если мы создадим инфраструктуру, построим отели и сделаем туристические комплексы. Это все те проблемы, которыми Ростуризм занимается постоянно. Мы к этому подключились только тогда, когда встал вопрос разработки этого закона. Поэтому в конкурсной комиссии будут, безусловно, представители Ростуризма. Это сложная проблема, и здесь прав Владимир Игоревич, когда сказал, что регионы, наверное, пойдут дальше закона. Мы это увидели на примере Татарстана. Если федеральный закон о промышленных зонах освобождает от местных налогов на пять лет, то республиканский парламент освободил на 10 лет. То же самое на днях сделало законодательное собрание Томской области. Но, повторяю, налоги - это не все. Когда мы изучили зарубежный опыт, выяснилось, что особых экономических зон в мире три тысячи в 120 странах. В них работают 50 миллионов человек, которые дают 600 миллиардов долларов годового оборота. Поэтому с помощью ОЭЗ туристско-рекреационного типа мы постараемся дать нашим гражданам те стандарты, к которым они стремятся, выезжая на отдых за рубеж.

РГ: Можно ли назвать какие-то определенные сроки? Скажем, через пять лет десятая часть ежегодно уезжающих на отдых за рубеж останется здесь. Как вы в правительстве доказывали необходимость этих зон?

Стржалковский: Вопрос не в том, что те или иные комплексы будут построены без льгот или со льготами. А в том, будут ли они построены вообще или же нет. Поэтому критики пусть спят спокойно: если ничего не будет построено, то никаких фантастических денег не будет. Сейчас ничего не строится, и проблема в том, заработаем ли мы что-либо вообще, будут ли вообще какие-то налоги. В эту плоскость надо перевести понимание ситуации. Проблема - в конкурентоспособности наших комплексов по сравнению с зарубежными. Говорить о том, что российские граждане должны отдыхать исключительно на российских курортах, - глупость. Ни одно государство не ставит себе такой цели. Люди должны иметь возможность выезжать, смотреть разные страны, получать все лучшее, что есть. Кстати, эти поездки, которые в последние 15 лет практикуют наши граждане, позволили сдвинуть с места сервис в нашем гостиничном туристическом бизнесе. И это все чувствуют. И говорить о том, что какой-то процент выезжающих за границу готов остаться здесь, наверное, преждевременно. Количество отдыхающих зависит от состояния экономики государства. Если экономика развивается хорошо, если у людей есть деньги на руках, то они тратят их на отдых как внутри страны, так и за рубежом. Когда у нас создана хорошая инфраструктура, то многие наши сограждане будут стремиться отдыхать здесь. Хотя многие наши сограждане уже предпочитают отдыхать в России. Даже если взять среднегодовую загрузку комплексов по Краснодарскому краю, то она не хуже, чем в странах Средиземноморья. 55 процентов - это очень хорошо.

РГ: Да и к нам приезжают богатые экстремалы из других стран, чтобы покататься на лыжах по нетронутой снежной целине в Красной Поляне. Но чтобы получить это удовольствие, их высаживают вертолетами на высоте.

Стржалковский: Это действительно так, хотя немногие профессионалы турбизнеса знают истинную причину этого, о которой вы сказали. Естественно, экстремалы к нам приезжают, потому что во многих странах с вертолетов запрещено кататься в горах по причинам безопасности. У нас такого законодательства нет. Я не думаю, что нам сейчас следует отказываться от тех богатых экстремалов, которые приезжают в Россию: я не слышал, чтобы кому-то они сильно помешали. Что касается безопасности такого отдыха, то страхование жизни - это их забота.

РГ: И вновь вопрос о деньгах. Некоторые эксперты называют цифру 2,7 миллиона евро на каждый квадратный километр. Столько государство должно затратить для того, чтобы стартовали туристско-рекреационные зоны.

Жданов: Когда мы готовились к защите этого законопроекта в правительстве, то говорили, что ориентировочная стоимость создания инженерной транспортной инфраструктуры в зоне составляет 2,7 миллиона евро. Это на все объекты: очистные сооружения, теплоснабжение, энергетическое хозяйство, автомобильные дороги. Это общая цифра - уж никак не на один квадратный километр, такие деньги нам никто не даст.

РГ: Как вы будете распределять между собой полномочия?

Жданов: А мы ничего между собой не делим. Мы с Владимиром Игоревичем друзья, и объединяем свои усилия и свои возможности для того, чтобы получила развитие туристско-рекреационная деятельность нашего государства.

РГ: А кто будет осуществлять контроль?

Стржалковский: Есть достаточно много органов, которые смогут проверить деятельность и РосОЭЗ, и Ростуризма.

РГ: Блиц-вопрос. Наш читатель Сергей Давыдов из Воронежа ездил отдыхать на юг, как и многие россияне, на своей машине. К побережью огромные пробки, как-то с этим надо бороться. Или будет как в Москве?

Жданов: С пробками можно бороться только путем строительства хороших дорог.

Стржалковский: Действительно, проблема существует, и есть "узкие места", особенно там, где идет совмещение потоков туристов из Сибири и Центральной России. В одном месте ближе к Ростову образуются большие пробки в июле и августе. Строительство дороги "Дон" в первую очередь предусматривает расширение полос и повышение их качества. И вы знаете, наверное, что оно уже ведется. Что касается нашей ответственности, то мы рассматриваем необходимость создания в дальнейшем сети мотелей вдоль дорог. Готовы содействовать этому проекту. Чтобы те люди, которые едут на юг отдыхать на своих машинах, могли не кучковаться на каких-то пятачках, а останавливаться в недорогих мотелях, как это принято во многих странах, особенно в странах, где большая территория.

РГ: Еще один вопрос от менеджера Виктории Коростылевой из Адлеровского района города Сочи. Она бывает на многих конференциях по развитию туризма и везде слышит о том, что остро не хватает специалистов. Как эта проблема будет решаться на федеральном уровне?

Стржалковский: Высших учебных заведений, которые готовят специалистов в области туризма, очень много, и количество выпускаемых специалистов гораздо выше, чем требуется отрасли. Но настоящих специалистов пока, к сожалению, единицы. Более того, большинство вузов готовят специалистов на платной основе. Во многих местах филиалы некоторых вузов созданы без учета специфики, необходимости и без учета квалификации готовящихся кадров. Чему могут научить студентов бывшие преподаватели марксизма-ленинизма? Ничему. Более того, существует колоссальный перекос, когда у нас на трех специалистов с высшим образованием готовится один специалист со средним образованием. Понимаете? В туризме должно быть наоборот. У нас не хватает нормальных официантов, горничных, менеджеров среднего звена. В то же время выпускается масса молодых людей, которые имеют образование, но у них нет реальных навыков работы в этой весьма специфической сфере.

РГ: Уже принят Закон о Калининградской особой экономической зоне. А если Калининград выиграет конкурс на создание туристско-рекреационной зоны, как это может быть совмещено?

Жданов: Дело в том, что с 1 апреля вступает в силу Закон о Калининградской особой экономической зоне. Если губернатор и местные власти решат представить проект по туристско- рекреационной деятельности, мы его рассмотрим в рамках того нового законопроекта, который внесен сейчас в Госдуму. Несмотря на то что Калининградская особая экономическая зона распространяется на весь субъект Федерации, не означает, что туристическая деятельность там регулируется в настоящее время как в ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Если наш законопроект будет принят в ближайшее время, то это позволит нам провести конкурс и определить регионы-победители. Будет Калининград подавать заявку или нет, зависит от местных властей, и сверху им сказать "Давайте сюда документы" никто не может. Но то, что у них есть интересные объекты и территории и, я думаю, интересные идеи - это очевидно.

РГ: И еще вопрос, который звучит довольно часто. Когда в России появится обустроенный горно-лыжный курорт? Где на территории России созданы условия для того, чтобы были нормальные подъемники, чтобы люди себя не уродовали, катались по хорошим трассам, да и по демократичным ценам? Вот есть ли ответ на этот вопрос?

Стржалковский: Есть. У нас несколько таких комплексов: Магнитка, Казань, Белокуриха. Под Санкт-Петербургом совсем недавно открылся комплекс. Причем для Питера 1200 метров - достаточно длинная трасса, и, как мне сказали те, кто там уже отдыхал, она обустроена отлично. Цена немножко выше, чем, допустим, в той же Болгарии, но такая же, как в Германии. И появляются такие курорты достаточно регулярно. Должен сказать, что только ленивый губернатор не внес предложение построить у него в регионе горно-лыжный курорт.

РГ: Ваш прогноз на прохождение законопроекта о туристско-рекреационных зонах в Госдуме?

Жданов: Мы ожидаем первое чтение законопроекта в середине марта. Важно, что работа депутатов Госдумы над законопроектом шла совместно и с Ростуризмом, и с агентством по особым экономическим зонам. Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов подтвердил мне, что после 10 марта комитет рассмотрит законопроект. У нас с законодательной точки зрения все готово. Есть два положительных отзыва от правительства. Один на общий законопроект об особых экономических зонах в части его изменения в туристско-рекреационной направленности. И второй - на законопроект о льготах, где учтены практически все предложения, которые были высказаны депутатами. Сейчас "мяч" находится на "половине поля" Государственной Думы. Мы надеемся, что законодатели быстро им распорядятся в интересах нашего общего дела.