Феномен Эмиратов: из первых уст

Он занимает пост государственного министра по парламентским делам и одновременно координирует работу ряда других министерств. Доктор политических наук, получивший образование в Кембридже, Гаргаш объяснил корреспонденту "РГ", в чем феномен развития его страны.

Российская газета | Всего 30 лет назад в Эмиратах не было электричества и повсюду стояли лачуги. Сегодня небоскребы Абу-Даби не уступают нью-йоркским. Как вы добились столь впечатляющих темпов развития?

Гаргаш | Наша экономика - вторая по силе в арабском мире. Впереди - Саудовская Аравия, на третьем месте - Египет. 30 лет назад я мог представить подобное только во снах. Рецепт благополучия состоит в том, что современные достижения мы гармонично вписали в вековые традиции. На мой взгляд, секрет процветания государства базируется на трех принципах. Самое главное - это знать, как, куда и под чьим руководством вести свою страну. Во-вторых, в Эмиратах сделали прорыв в вопросах социальной политики, облегчив жизнь людей, для которых еще недавно обязательной была шестидневная рабочая неделя. В-третьих, надо знать, куда вложить заработанные средства. Мы выбрали два таких направления - туризм и образование, которые позволили шире задействовать человеческие ресурсы.

РГ | С чем связано решение ОАЭ в отличие от других арабских государств поднять социальный статус женщин?

Гаргаш | В Эмиратах женщины действительно играют заметную роль. Так, например, в 2004 году одна из них, шейха Любна аль-Касими, заняла ключевой пост министра экономики. Однако не забывайте, что у нас хотя и достаточно открытое, но еще во многом консервативное общество. Причем это отражено не столько в законодательстве, сколько на уровне традиций и морали. Мы еще находимся во власти стереотипов. Многим трудно даже представить, что им будет командовать женщина. Хотя у нас работают много женщин в министерствах, но нет и никогда не было женщины-парламентария. Впрочем, постепенно старые традиции уходят и женщина спокойно может найти себе работу после университета.

РГ | Эмираты имеют "под боком" такого беспокойного соседа, как Иран. Что думают в вашей стране по поводу развития ситуации в этой стране?

Гаргаш | Мы очень озабочены иранской ядерной программой и, естественно, не хотим, чтобы она носила милитаризованный характер. Регион Персидского залива нуждается в мире. В свое время ирано-иракский конфликт нанес серьезный урон рыболовству. А судоходные компании в то время отказывались посещать ОАЭ. Представьте, что произойдет, если ядерные материалы попадут в Персидский залив, из которого мы берем воду.

РГ | Как в Эмиратах отреагировали на "карикатурный скандал", который начала одна из датских газет?

Гаргаш | Естественно, что в Эмиратах, как и в большинстве мусульманских стран, публикацию карикатур на пророка посчитали оскорблением. Могу сказать за свою семью. И я, и моя жена, и мои дети были возмущены этим. Это была не свобода слова, а экстремизм. Вполне естественно, что после случившегося демонстрации в ряде государств уже не могли быть мирными. Хорошо, что до уличных шествий в нашей стране дело не дошло. Однако пропаганда сделала свое. Некоторые жители перестали покупать датские товары. Впрочем, в нашем толерантном обществе каждый делал на этот счет выбор самостоятельно.