15.03.2006 03:30
    Поделиться

    Эксперт: почему в школах участились случаи учительской жестокости

    Чем жесткость строгого учителя отличается от жестокости изувера с указкой?

    Все законно. Настораживает другое: в школах участились случаи морального и физического унижения учеников. В чем причина этого явления? На этот вопрос "РГ" отвечает ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов.

    Российская газета| Только за последние полгода стало известно о пяти вопиющих случаях издевательств над школьниками. Директор поселковой школы заткнул рот своему болтливому подопечному носками, другой, с позволения сказать, педагог заставил детей вылизывать грязный пол. Это тенденция?

    Александр Кутузов| Вы, наверное, обратили внимание, что подобные сообщения приходят из глубинки? Маленькие поселки у нас традиционно росли вокруг предприятий. Все в основном там работали. На их деньги и школы поддерживались. И вдруг завод закрывают, чтобы перепрофилировать. Или появляется собственник, которого мало интересуют полуразрушенные детские сады, школы или поликлиники. В поселке происходит страшная для русского человека вещь: нарушается привычный уклад. Педагогам толком не платят, учебников не хватает. А дома - подсобное хозяйство, на которое с трудом хватает времени и сил. И у собственных детей, учительница это видит, нет будущего. Возникает психогенная ситуация, когда человек начинает "кусаться".

    РГ| Однако разве можно "собачьей" жизнью оправдать жестокость?

    Кутузов| Не думаю, что в наших школах вдруг поселились "садисты", доведенные жизнью до ручки. Шел постепенный процесс, когда понятие "учительского служения" сначала уступало место "зарабатыванию денег", потом - "выживанию", и, наконец, - "панической боязни жить". Действительно, проще всего сказать, мол, посмотрите, что у нас показывают по "ящику", кто у нас процветает, кто герой сериалов. Хотя жестокость, именно благодаря этой информации, приобретает положительную оценку. Есть народности, где умение быть жестоким входит в приоритеты воспитания. Российскому же менталитету это никогда не было свойственно.

    РГ| А розги в школах?

    Кутузов| Нельзя сказать, что с учениками в церковно-приходской школе сюсюкали. Что же касается розг, то, пока они не были запрещены, применялись не в гневе, а как учебное средство. Из розги "выводить" современное "вылизывание пола" - большая ошибка. В церковно-приходских школах учили с любовью и под наблюдением прихода.

    РГ| Однако русская классика оставила нам достаточно одиозных учительских образов. Чего стоит "человек в футляре"?

    Кутузов| Мало кто знает, что прототип чеховского персонажа все, что за жизнь накопил, завещал родной гимназии. В гимназиях прижились черствость, сухость, но случаев издевательств не зафиксировано.

    Даже во время Гражданской войны, когда человеческие жизни были обесценены, идеологи социализма понимали, что жестокое обращение с детьми им аукнется.

    РГ| И в колониях Макаренко?

    Кутузов| Порядки там действительно были строгими, но не более того.

    РГ| Получается, жесткость - необходимый атрибут нашей образовательной системы. А чем, на ваш взгляд, она отличается от жестокости?

    Кутузов| Согласитесь, растущий человек должен понимать: существуют рамки, за которые нельзя переступать. Жесткость - необходимая мера в воспитании. Это почти синоним последовательности. Когда спортсмен тренируется до изнеможения или у пианиста пальцы сводит от многоразового повторения упражнений, разве можно их педагогов обвинить в изуверстве? Другое дело, когда из различных стимулов учитель выбирает физическое и душевное унижение ученика.

    РГ| Я помню, как учительницу, которая обозвала ученика, исключили из партии. Правда, было это во времена парткомов и товарищеских судов. Но и сейчас родителям есть куда пожаловаться: местные, региональные образовательные органы...

    Кутузов| Вы рассуждаете, как москвичка, которой, уж простите, раз плюнуть перевести своего обиженного ребенка в соседнюю школу. Формально родители могут, конечно, пойти в РОНО, прокуратуру и так далее. А по сути только к директору школы. Он же, я думаю, знает о специфических "особенностях" своей подчиненной, но терпит. Где ж замену взять?

    РГ| До сих пор считалось, что учителя нужны, чтобы учить, воспитывать и любить детей. Такое впечатление, что все встало с ног на голову: детей в наши школы собирают для того, чтобы выпускникам педвузов было где работать...

    Кутузов| Дикие случаи в школах - знак обществу! Это значит, что у учителя растоптано чувство собственного достоинства. Он получает некое удовлетворение, что кто-то есть униженнее. Впрочем, школа - на виду, поэтому, когда в ней что-нибудь одиозное случается, все долго об этом кричат. А когда старушку футболят по полгода за бумажкой, которая потом оказывается никому не нужна? Это не жестокость?

    РГ| А учат ли любить детей в современных педагогических вузах?

    Кутузов| Мы готовим только предметников, которых учим, как сообщать детям информацию по физике или литературе. Ну а какая выйдет во взрослый мир личность, никого, по большому счету, не интересует. В советское время учителя знали, на кого равняться и каким в идеале нужно быть. А теперь у самого педагога очень приблизительное представление об основополагающих ценностях.

    РГ| Вы хотите сказать, что человек, работающий в школе, не представляет себе, что такое хорошо и что такое плохо?

    Кутузов| А вот ответьте: если хорошо учишься, значит ли это, что будешь хорошо жить? Не всегда. Или если обманываешь? Дети на примерах взрослых видят, что и это не всегда плохо. А когда хулиганишь? Вырастишь в героя Сашу Белого!

    Так вот, лишенный воспитательного и психологического инструментария, учитель все равно хочет получить результат. Но предметника совершено не интересуют психологический уровень развития ученика. А для ребенка, может быть, любой крошечный шажок - уже победа. Педагог же думает, что перед ним обычный лентяй.

    РГ| А "линейкой по рукам", что практикуется почти в каждой школе, нормальный способ добиться нужного эффекта?

    Кутузов| Прежде всего это непрофессионализм. У педагога всегда есть рычаги воздействия на нерадивого ученика. Другое дело, начиная с 90-х годов прошлого века мы вдруг решили, что воспитание - это личное дело семьи.

    РГ| Между тем в национальном проекте по образованию существенное место уделено классным руководителям...

    Кутузов| Им действительно предусмотрены гранты. Но самое смешное, что многие попросту забыли, что эти школьные персонажи должны делать. Воспитательной программы нет, потому что отсутствует национальная идея. Поэтому "пять с плюсом" президенту за то, что он национальный проект образования поднял на уровень национальной идеи. А вот исполнителям - большую двойку. Они не поняли, что национальный проект - это не сумма единовременных выплат: они нужны как приложение к хорошим идеям.

    РГ| Как вы считаете, не пора ли в вузах вводить клятву учителя, по образцу "Клятвы Гиппократа"?

    Кутузов| Учитель - одна из немногих массовых профессий, которая должна быть творческой и нравственной. Однако при поступлении, скажем, в театральное училище человек проходит творческий конкурс, а в "педах" нет. Есть нормативные документы, в которых зафиксированы те предметы, которые вузы могут у себя вводить как вступительные испытания. Даже медицинскую справку абитуриент обязан предъявить, только когда он уже стал студентом.

    РГ| То есть теоретически в педвуз могут поступить и психически ненормальные люди?

    Кутузов| Те, кто стоит на учете, нет. Но сколько таких, кто не "засветился"! И еще. Профессия очень сложная. Никто не может дать гарантий, что у человека, пять лет проработавшего в ситуации, о которой мы говорили, чего-нибудь не произойдет с головой. Если, допустим, военные в ракетных войсках периодически проходят психологическое освидетельствование, у нас ничего подобного нет.

    РГ| Как бы вы отнеслись к введению обязательного тестирования учителей на прием наркотиков и психическую устойчивость?

    Кутузов| С наркотиками проблем нет. А вот выявить признаки, скажем, вялотекущей шизофрении, когда человек находится в стадии ремиссии, то есть почти здоров, очень сложно. Иногда такой больной годами полностью адекватен, хорошо владеет своим предметом, имеет отличный послужной список. Но срыв возможен! Я это к чему все говорю? Справиться с проблемой подбора кадров можно только тогда, когда школа будет восприниматься обществом в истинном смысле, как место, где растят будущее страны.

    РГ| За рубежом дети защищены от жестокого обращения в школе?

    Кутузов| У нас разные образовательные культуры. В России учитель издавна чуть ли не священник, он, помимо всего, обязан формировать личность ребенка. В Европе же учитель - это элита обслуживающего персонала. Он прекрасно делает свое дело и хорошо за это получает, но никаких иных задач у него нет. В этих странах никогда не было всеобщей "погони" за знаниями и научностью преподавания. Учитель спокоен: получается что-то у ученика - хорошо, нет - давай еще попробуем. Никто не требует кровь из носу вложить программу в головы всему классу. Все тихо и спокойно, никакого экстрима и агрессии.

    Кстати

    Министерство образования Малайзии пересмотрело правила, которые регламентируют палочное наказание школьников. "Отныне к ударам ротанговой палкой приговариваются ученики, совершившие одно из четырех правонарушений: акт насилия или жестокости по отношению к одноклассникам, прогул уроков, систематическое невыполнение домашних заданий, а также склонность к вредным привычкам", - рассказал заместитель министра образования Нох Омар.

    Поделиться