Об этом сообщил вчера глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Но предупредил: рассчитывать на помощь могут не все, а только те, кто неукоснительно выполнял указания ветеринаров. Россельхознадзор будет проверять каждый случай.
Эти заявления прозвучали вчера в Москве на 2-м Международном ветеринарном конгрессе, главной темой которого стала борьба с гриппом птиц. Лекарства от опасного вируса пока не придумали. И главными средствами борьбы остаются вакцинация пернатых и профилактика. Причем вакцинация, сказал Данкверт, в этом ряду занимает последнее место. "Не надо нагнетать панику, призвал он, и вовсе не надо вакцинировать каждую курицу". Это необходимо делать только в районах, признанных вирусоопасными. В остальных местах гораздо важнее не пустить болезнь.
Во-первых, надо держать птицу взаперти, чтобы исключить всякий контакт с дикой перелетной. Считается, что это наполовину снизит возможность заболевания. А работу фабрик следует организовать в закрытом режиме. То есть, пояснил Данкверт, запретить их сотрудникам держать птицу в домашнем хозяйстве. Проход на предприятие организовать в чрезвычайном режиме: каждый должен раздеваться, мыться и переодеваться в другую одежду. И ни в коем случае не перемещать никакие емкости из одного цеха в другой. Второе - надо организовать борьбу с воронами, питающимися падалью.
И только третье по значимости - вакцинация. Причем проводить ее целесообразно только в особо опасных местах. Туда уже отправлено 160 миллионов доз вакцины. Хватит на всех: до конца месяца планируется выпустить еще 34 миллиона, в апреле - 42 миллиона, в мае - 70 миллионов, дальше - по 100 миллионов в месяц.
Если в неопасном районе вдруг проявится вирус, то меры надо принимать срочные. Но опять же прежде всего не по вакцинации, а по уничтожению птиц в конкретном хозяйстве, как это недавно было в Астрахани. "Из-за одного хозяйства прививать всю область не имеет смысла", - сказал Данкверт.
В прошлом году 80 процентов уничтоженных из-за вируса птиц пришлось на Курганскую область. Но там местные власти приняли решение - не компенсировать потери их хозяевам. "И люди начали ее прятать, - рассказал он. - И в результате не удалось вовремя справиться с ситуацией". Там, где за забитую птицу выплачивали хоть какие-то деньги, все обошлось с гораздо меньшими потерями. В нынешнем году из этого извлекли урок, и "сейчас на утверждении в правительстве находятся все необходимые документы", - сказал Данкверт.
Но эта проблема сейчас не стояла бы, заметил он, если бы у нас в стране, как на Западе и в США, существовала система страхования скота. В цивилизованных странах это основа ведения сельского хозяйства. В Англии, например, при борьбе с эпидемией ящура просто уничтожили около 4 миллионов голов КРС и выплатили хозяевам страховку. А наши перед опасностью оказались не защищенными подобным образом. "Не как представитель Россельхознадзора, а как доктор экономических наук, - сказал Данкверт, - считаю необходимым создать при Россельхозбанке страховую компанию. Обязательно государственную, потому что такой рискованный бизнес не будет страховать ни одна частная компания. А тем более она не станет заниматься домашними хозяйствами, до которых агенту порой надо либо лететь на вертолете, либо часами ехать на машине. В таких местах страхование действительно пока большая проблема. Но там, где это доступно, его сделать нужно и можно".