21.04.2006 00:30
    Поделиться

    Александр Носик: милиция с "человеческим лицом"

    Российская газета: Два года вы служили в армии. Где и как проходила ваша служба?

    Александр Носик: Служил в Белгороде, в учебной части автомобильного батальона войск ПВО. Служил без эксцессов, нормально, никакой чудовищной дедовщины не было, - всего в меру.

    РГ: Значит, эти годы вспоминаете без ужаса?

    Носик: Весь ужас для меня заключался в лишении свободы и необходимости подчиняться чужой воле. Конечно, это испытание. Все остальное было достаточно адекватно: малоприятные занятия, недосып, недоедание, с чем можно смириться.

    РГ: А хорошие воспоминания остались?

    Носик: Все теперь сливается в одно положительное воспоминание. Осталось чувство благодарности Советской тогда еще армии, - служба многому учит. А кроме того, было множество смешных историй, и вспоминаются именно они. Друзья говорили мне: ты же потерял эти два года. Но почему их надо перечеркнуть? Да, эти годы были такие, и я ищу в них положительные моменты.

    РГ: После армии вы поступили в Щукинское театральное училище?

    Носик: До этого еще год проучился на рабфаке Плехановского. С точки зрения приобретения знаний в экономике - абсолютный ноль. Год не принес ничего, зато я приобрел друзей на всю жизнь. Они, правда, принадлежат к миру бизнеса. Но я для них не актер, а они для меня - не бизнесмены. Мы близкие друзья.

    РГ: А в "Щуке" друзьями обзавелись?

    Носик: В училище я попал уже сформировавшимся человеком, мои друзья - из прошлого. Есть несколько человек из студенческих лет, с которыми общаюсь, но в основном - по телефону. Профессия у нас такова, что мы все время в разных точках находимся, нас разбрасывает по городам и весям.

    РГ: Педагогов своих вспоминаете? Вам с ними повезло?

    Носик: Повезло. А если бы и не повезло, то не узнал бы этого, - сравнивать-то не с чем. Щукинская школа отличается тем, что у тебя, начиная со 2-го курса, с отрывков, все время сменяются педагоги, есть возможность поработать с разными людьми, у которых различные подходы. На курсе у нас работала Людмила Владимировна Ставская, актриса старой вахтанговской школы. Мы звали ее Баба Люся, или Железная Люся. Великолепный педагог, чудный человек и очаровательная женщина. Прекрасными педагогами были Михаил Петрович Семаков, Юрий Вениаминович Шлыков. Счастьем для меня было поработать с Владимиром Владимировичем Ивановым. Учебные спектакли ставил Евгений Владимирович Князев, ныне ректор училища. Каждый из них привносил что-то личностное в процесс постижения профессии. Вспоминаю их с большой теплотой.

    РГ: В каком театре вы играете?

    Носик: В маленьком театре "Вишневый сад" под руководством Александра Михайловича Вилькина. К сожалению, работаю там маловато. Театр "привязан" к площадкам, есть жесткий репертуар. Но играю. И еще - антреприза.

    РГ: А в ваш "семейный" театр, Малый, не тянет?

    Носик: Когда стало ясно, что буду поступать в театральное училище, Щепкинское было сразу отметено, потому что это "родительское гнездо". Туда бы приняли, но кто-нибудь потом сказал: "Конечно, ну куда он мог пойти? Понятно, папа, мама, дядя. Поэтому он в Малом, потому и роль дали..." Может, это гордыня, но я хотел идти своим путем. Тем более трудно следовать за профессионалами такого класса, как мои родители. Старался не афишировать, чей я сын, и на кастингах на вопрос: "А вы имеете какое-то отношение к...", отвечал уклончиво: "Ну как вам сказать, не очень-то..." Хочется что-то сделать самому.

    РГ: В сериале "Спецназ" вам пригодился собственный армейский опыт?

    Носик: Армия дает профессию - и ощущения. В отношении профессии мне ничего не помогало в "Спецназе": мы играли настоящих профессионалов, офицеров, владеющих оружием, военной наукой. А я в армии освоил по большому счету лопату. А в понимании атмосферы фильма, конечно, мой опыт пригодился.

    РГ: В сериале "Возвращение Мухтара" вы играете милиционера. У вас не сложилось впечатления, что зритель "перекормлен" фильмами о работниках силовых структур?

    Носик: В свое время, когда стало возможно снимать все, милицию начали изобличать. Хлынул криминал - ментовский или бандитский, приправленный мелодрамой. Потом, видимо, последовало указание: милицию показать "с человеческим лицом". В "Мухтаре" за скобки убраны серьезные преступления, все с юмором, словом, сериал достаточно смотрибельный и легкий.

    РГ: Вы снимались и во вполне серьезном телевизионном кино - "В круге первом".

    Носик: Вспоминаю с восторгом. Когда работаешь на потоке - а "Мухтар" это конвейер, хоть тресни, - все участники пытаются сделать его более живым. А в "Круге первом" была подготовленная, размеренная работа, с репетициями, как в большом кино. По такой работе мы соскучились.

    РГ: Вы впервые снимались у Панфилова?

    Носик: Да, и очень надеюсь, что не последний. Работать с таким мэтром было очень приятно: он проникает в каждого актера, в персонажа, в ситуацию, нет проходных ролей, проходных фраз - все важно. Это был подарок судьбы.

    РГ: С кем из режиссеров вам хотелось бы встретиться на съемочной площадке?

    Носик: Есть когорта режиссеров, снимающих интересное, иногда спорное, кино. Хотел бы попасть к каждому из них, но фамилий называть не стану. Так же не скажу, что мечтаю сыграть Гамлета, а в более зрелом возрасте Лира. Если стремиться к этим ролям, можно упустить много интересных других ролей и молодых, неизвестных пока, режиссеров. Хочу работать и в большом кино, и в телевизионном, и в театре. Пусть все будет, как будет.

    РГ: После участия в сериалах, особенно в "Мухтаре", вас, наверное, узнают на улицах?

    Носик: Видимо, количество перешло в качество. Узнают. И первый вопрос: "Где твоя собака?"

    РГ: В "Мухтаре" вы играете с четвероногим партнером. Любите собак?

    Носик: Они с детства были в нашем доме. Это самое любимое животное. И сниматься с псом было легко и интересно.

    Поделиться