Святая земля не только напоминает, но и побуждает к человеческому равенству. Едва самолет, следовавший специальным рейсом из Тель-Авива в Москву, взял "санитарную" свою высоту, в проходе, откуда обычно выныривают воздушные феи - стюардессы, появился Владимир Якунин.
Он обратился к пассажирам самого большого в самолете и естественно самого демократического по составу публики салона с небольшой речью. Ее смысл заключался в трех вещах: мы были в Иерусалиме, мы молились за мир в этом священном городе, где соседствуют святость и конфликтная непримиримость; в Великую субботу мы видели своими глазами и мы приобщились в иерусалимском храме Гроба Господня к одному из величайших христианских таинств - сошествию Благодатного огня; мы продолжаем выполнять нашу священную миссию - Благодатный огонь находится на борту самолета, после приземления делегация доставит его в храм Христа Спасителя к пасхальному богослужению.Так сказать, промежуточные итоги - от руководителя иерусалимской экспедиции, председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного - на высоте.
Демократический салон внимал слову пастыря с изысканным вниманием - даже телевизионщики, которые, оттранслировав церемонию из Иерусалима,чувствовали себя полубогами. Пищущие журналисты делали пометки в блокнотах, священнослужители молились, а пассажиры различных социальных должностей и званий, слушая о прожитом, находились ближе к себе и хвалили Всевышнего за счастливую точку отсчета своего земного существования. Путешественников уравнивал статус: российские паломники на Святую землю.
Сколько их, одержимых страдальцев, искателей христианского совершенства, за века истории проделывали тяжкий путь из духовных и географических точек Отечества до Иерусалима. Пешком странствовали с котомкой за плечами. Подобным способом передвижения пользовался, в частности, в XII веке, стало быть, девятьсот лет тому назад, игумен Даниил, он одним из первых добрался до святых мест и засвидетельствовал чувства русского человека в описаниях, считающихся сегодня выдающимся памятником древнерусской литературы. До года в пересчете на реальное время продолжались такие хождения, сегодня паломнику проще: на самолет - и через три с половиной часа на Святой земле. Однако, чего уж там, и мы, современные галстучные души, дети электронного века, настрадались: за два дня иерусалимских приключений мало спали, много молились, получали чрезмерное количество информации - два дня бегом, бегом. Правда, был в иерусалимском сценарии тот стоп-кадр, ради которого мы ехали за тридевять земель: православный патриарх и присутствующие молятся и исповедывают свои грехи, прося явить им Благодатный огонь. Тысячи людей скандируют: аксиос, что значит - мы достойны.
Надо сказать, нелегкое испытание для людей из мирской суеты: ожидание длится свыше четырех часов, никакой привычной мобильности тела - вся сущность сконцентрирована в движениях и волнениях души,ты стоишь и стоишь на отведенной тебе точке громадного храма и веришь: да, это произойдет. Непривычно, нелегко и похоже на испытание. Неудивительно, что некоторым коллегам из прессы потребовался валидол, да и Бог им помог.
В чужой стране человек мыслит ассоциациями, на Святой земле эта истина имеет некоторое важное дополнение: здесь наш соотечественник ищет не только Бога, но и историческое русское присутствие. Вечером первого дня пребывания полезли в гору наши современные паломники, орошая землю своими кряхтениями и потом, за что были щедро вознаграждены: в Горнем русском женском монастыре их накормили скромным и сладким ужином в присутствии настоятельницы игуменьи Георгии. Славная женщина с красивым русским лицом, уроженка Питера, в миру - Валентина Александровна Щукина, вот уже пятнадцать лет вершит благие дела в своей обители под иерусалимским солнцем: под ее мудрым руководством сестры, коих 60 человек, молятся, занимаются иконописью, швейным рукоделием, хлопочут в трапезной и выполняют определенные обязанности в богатой монастырской библиотеке. Живут сестры почти в раю - в отдельных домиках-кельях, что окружены масличными, кипарисовыми и миндальными деревьями. Сказка для соотечественниц, выбравших для себя судьбу служения Богу. Впрочем, миссия у них особенная, со сверхзадачей: молитвенное предстательство, я понимаю это так - предствительство за Русскую православную церковь, русский народ, землю русскую у великой святыни христианского мира - Гроба Господня.
На десерт в Горнем нас угостили историей монастыря: его статус определился после войны 1948 - 1949 гг. в Палестине, когда Московской патриархии были переданы здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, являвшиеся частью прежних владений Русской православной церкви, в том числе Горненский женский монастырь.
Ах, эти непоследовательные русские! В веке девятнадцатом Россия приобретала территории на Святой земле, и это стоило тогда копейки, а в веке двадцатом их бездарно теряла. Тут в минусовой собственности преуспел великий раздариватель национального достояния Никита Хрущев, в Иерусалиме его величают не иначе как автором "апельсиновой сделки" - красноречивый образ в соответствующих источниках развертывается как ущербная национальная политика. Но времена меняются и возвращают соотечественникам понимание: поскольку святые места в Иерусалиме не являются чьей-то монополией, принадлежат всем,то и наша православная идея на этой территории должна подкрепляться прагматическим обрамлением. Все, что там имеем, надо хранить и приумножать - в интересах и государства, и людей наших православных. Так и поступают, собственно, подвижники из Фонда Андрея Первозванного, помогая по мере сил и возможностей Горнему монастырю обретать свои завершенные строительные контуры.
Еще одна, может быть, главная иерусалимская ассоциация - там все паломники без исключения ревизуют состояние своей собственной души. Как верующие, так и... Уместно вспомнить мысль русского философа Владимира Соловьева: не обязательно верить в Бога, но чтобы о нем судить, надо непременно знать его Бытие - каждому культурному и претендующему на духовность человеку. И в этом смысле Иерусалим всем помогает в душепросветлении - независимо от того, заржавела душа или в полном порядке.
Я заслушался рассуждениями нашего современника, руководителя Русской духовной миссии архимандрита Елисея, а рассуждал он о чуде Благодатного огня и скепсисе рационалистов: не может быть. Говорил этот мыслитель примерно так: для одних огонь - нечто прикладное, он горит и жжет,воспламеняет, его нелишне опасаться, для других - таит в себе нечто мифологическое, а вот миллионам христиан на земле он напоминает о великом подвиге Христа, о жизни вопреки законам смерти. Смысл праздника - это передача огня по цепочке и его оптимистическое сияние, возвышающее человека.
Мы это видели и можем подтвердить: в храме Гроба Господня Благодатный огонь показал свою мощную энергетическую силу, он возник, и от него за каких-то пару минут воспламенились более десятка тысяч свечей, которые держал в своих руках интернационал паломников.Так люди были вознаграждены за веру и терпение.
Христианская традиция возникновения энергетической цепочки накануне священного праздника существует много веков: огонь передается от свечи к свече, движется из рук в руки, распространяется от города к городу. Так не без стараний и страданий делегации представителей российской общественности он был перемещен в Москву.
Приземление самолета во Внукове-1 ждали сотни людей, которые приехали в аэропорт ночью с единственной целью - получить частичку Благодатного огня из Иерусалима. Я такого никогда в своей жизни не видел: сотни зажженных свечей и лампад в зале ожидания аэропорта. От этого внеслужебного чуда балдели, кажется, все ночные милиционеры.
Мы поделились с соотечественниками Благодатным огнем, миссию свою выполнили. И случилось это ближе к полуночи в субботу, когда время пропускало вперед праздник Пасхи.
Фото: www.vesti.ru