Накануне поездки он ответил на вопросы "РГ".
Российская Газета | Господин министр, каковы нынешние приоритеты внешней политики Боснии и как вы оцениваете нынешний уровень взаимоотношений между нашими странами?
Младен Иванич | Во внешнеполитических интересах Сараево можно четко выделить четыре основных направления. Это прежде всего добрые отношения со странами-соседями, региональное сотрудничество на Балканах, вступление страны - в обозримой перспективе - в Евросоюз и НАТО, а также развитие хороших отношений со всеми государствами, входящими в Контактную группу по обеспечению мира в бывшей Югославии. В этой группе, к слову, Россия по-прежнему играет одну из ведущих ролей. Несмотря на имеющиеся проблемы, отношения между нашими странами остаются на весьма высоком уровне. Причем у нас нет глобальных противоречий как в двусторонних контактах, так и в международных организациях. Единственная область, где еще сохраняется незадействованный потенциал, - это экономическое сотрудничество. Как представляется, уже в ближайшее время наши страны могли бы подписать договоры о свободной торговле и визовом режиме. Давно уже требует решения взаимосвязанная проблема клирингового долга бывшего СССР в размере 128 миллионов долларов и нашего долга за газ в период с 1992 по 1995 годы в размере 105 миллионов долларов. Кроме того, уже в ближайшее время хотелось бы восстановить прямое авиасообщение между Москвой и Сараево.
РГ | Известно, что процесс реформирования конституции Боснии и Герцеговины зашел в тупик. Каковы возможные последствия провала этой реформы для политической обстановки в БиГ?
Иванич | Я считаю происходящее крайне неприятным фактом, который, без сомнения, приведет к обострению межнациональных, межрелигиозных и политических отношений в стране, а также весьма негативно отразится на репутации Боснии в мире. Провал конституционной реформы, вероятнее всего, негативно отразится и на темпах и общей тональности наших переговоров с Евросоюзом. Наши парламентарии наглядно показали, что они не готовы к переменам, а в стране нет политической силы, которая взяла бы на себя ответственность за радикальные преобразования, необходимые для членства в ЕС.
РГ | Проблема сотрудничества с Гаагским трибуналом по бывшей Югославии остается одним из главных препятствий на пути европейской интеграции БиГ. Какие шаги в связи с этим Сараево намерено предпринять?
Иванич | Как подтвердили недавно высокопоставленные представители западных спецслужб, никаких следов бывших лидеров боснийских сербов Радована Караджича или Ратко Младича на территории Боснии не обнаружено. Поэтому нам остается лишь демонстрировать свою готовность сотрудничать с трибуналом.
РГ | Недавно было объявлено, что институт высокого представителя ООН в БиГ уже в 2007 году прекратит свое существование. А как обстоит дело с европейским миротворческим контингентом EUFOR, все еще расквартированным на территории Боснии?
Иванич | Сейчас в миротворческом контингенте осталось менее шести тысяч военнослужащих. Причем они в основном играют роль наблюдателей и помощников в проведении реформы местных вооруженных сил.
РГ | Каково ваше отношение к перспективам скорого предоставления независимости Косово и официального отделения Черногории после проведения в ней референдума?
Иванич | Отделение Черногории не может негативно отразиться на стабильности ситуации в регионе. В случае с Косово, если будет достигнут договор между Белградом и Приштиной, то процесс отделения края пройдет мирно. Если же решение будет навязано силой, то не только Балканы, но и Европу могут ждать новые потрясения. А созданный таким образом прецедент еще не раз придется вспоминать в горячих точках по всей планете.