16.05.2006 00:00
    Поделиться

    Школы воронежской области заинтересовали прокуратуру

    В каждом классе во все времена были и есть ученики, подарком которых не назовешь и с натяжкой. Это известно каждому взрослому по собственному детству. Но это не означает, что таких ребят можно безоглядно ущемлять в правах – выгонять с урока, из школы, обзывать, ставить на колени в угол, объявлять им выговоры с занесением в личное дело и т. д. Для того, чтобы вразумить, есть и педагогические методы воздействия. Но, к сожалению, в области немало школ, где наиболее кратким, а главное удобным путем доведения требований распорядка до учеников считаются методы администрирования.

    Вон из класса!

    Порой эти методы даже вписывают в устав школ. К примеру, в Борисоглебской гимназии № 1 решили, что оставлять на второй год можно только из-за отставания в программе по болезни или другой уважительной причине. Даже если не помнить статью 17 Закона "Об образовании", в которой таких требований нет, могли бы обратиться к опыту ушедших лет: во второгодники, в первую очередь, всегда записывали за систематические слабые знания. Для этого и предлагался повторный курс наук.

    Легко понять педагогов, не желающих, чтобы в классах были лидерами неудобные ребята, получившие по суду условный срок. Они отстали от программы, не особенно стараются ее догнать, зачастую мешают на уроках. Но по закону каждый подросток имеет шанс на исправление и право на продолжение образования. Таких ребят нельзя выкидывать на  улицу. Директор школы № 2 Левобережного района поторопился отчислить оступившегося ученика, получившего по суду 3 года условно с испытательным сроком 4 года, хотя того суд и обязал учиться дальше. А в Вязноватской школе еще и выписали запрет на учебу всем судимым или условно осужденным подросткам.

    Брату и сестре Дорохмановым из Грибановского района угораздило родиться в семье, которую принято считать социально неблагополучной – пьющие родители не интересовались их учебой и не настаивали на обязательном посещении классных занятий. Школу это, судя по всему, тоже вполне устраивало. Только вмешательство районной прокуратуры помогло ребятам попасть в центр социальной реабилитации для несовершеннолетних. То же самое происходило в этом году с несколькими подростками Коминтерновского района: в списках классных журналов числились, а сидели дома или бродили по улицам. Закон об обязательности основного общего образования администрациями школ не исполнялся.

    Неугодные конфликтные подростки запросто в течение года отчислялись и переводились в вечерние школы, как это случилось, к примеру, с семиклассником Савиным из УВК № 1, учеником 70-й школы Нечипоровым, лицеистом Бурлаковым из лицея № 7 Воронежа и другими. Органы образования, которые и должны принимать окончательное решение о переменах в судьбе таких ребят, согласия на переводы, как правило, не давали. Да их и не спрашивали. Директора сами вершили суд.

    Старые писаные и неписаные правила, бытовавшие в советские времена, оказались удивительно живучи в новой России и современной системе образования. Десятки школьников области за нарушения правил поведения и пропуски занятий получали дисциплинарные взыскания – выговоры, порой с занесением в личной дело. Вам это ничего не напоминает из прежней жизни? К слову, в прошлые годы считалось чуть ли не нормой снимать по осени с уроков целые классы и отправлять ребят на уборку картофеля. Ни детям, ни родителям, ни учителям и в голову не приходило сомневаться в правомочности подобной практики. Видимо, уповая на собственный опыт, нынешние директора  продолжают выполнять просьбы хозяйств на поставку дешевой детской силы, не выполняя, таким образом, главного условия, записанного в Трудовом кодексе: для того, чтобы отправить учеников на работы, нужно заключить трудовой договор, получить согласие родителей и оговорить точное время занятости.

    Несовершеннолетние законов, как правило, не знают. Но это не повод игнорировать их права. У одного подростка, определенного на два года в Аннинскую спецшколу закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, в середине учебного года истек срок наказания. Мог отправляться домой. Но он учился в школе, и у педагогов появилась мысль придержать воспитанника до окончания учебного года. Пожелание, быть может, и благое. Но, как следует из предписания прокуратуры, надлежало заранее заручиться решением суда и получить согласие самого подростка. Сделано это было с опозданием почти на полтора месяца. Пустяк? Да не совсем – каждое действие взрослых видят и  копируют дети. Уважение к законам так и воспитывается – когда они становятся непреложными для всех и каждого.

    Не учи ученого?

    Известно, что в нынешнем учебном году директора школ получили большую финансовую самостоятельность. Но не до такой степени, чтобы брать кредиты в банках под нужды учреждения, как записали в уставах многие школы области. Прокуратуре и в этом случае пришлось напомнить руководителям о пункте 8 статьи 161 Бюджетного кодекса, по которой бюджетникам отказано в таком праве. В Старокриушанской школе Петропавловского района пошли еще дальше – для того, чтобы закрыть и ликвидировать "альма-матер", как записано в уставе, достаточно решения учредителя или, что не менее странно, собрания учителей. Меж тем законным будет считаться только решение общего схода жителей села. Юридической безграмотности должностных лиц остается только удивляться. Одного росчерка пера под постановлением главы Рамонского района оказалось достаточно, чтобы реорганизовать в селе Князево среднюю школу в начальную.

    Следующее нарушение законодательства, отмеченное прокуратурой, касается работы школ без лицензии. Удивительно, но таковых тоже достаточно. Кроме того, не во всех образовательных учреждениях соблюдаются указанные в лицензии условия о предельной численности учеников. В известных в Воронеже гимназиях имени Кольцова, Басова, школах №1 и № 23 Аннинского района и других наполняемость классов значительно выше, чем положено.

    В 25-й школе Воронежа ученикам, кроме малоимущих и находящихся под опекой, вменили в обязанность оплачивать пользование библиотечными учебниками – по 20 рублей за книгу. Хотели, судя по всему, за счет "пожертвований" пополнить библиотечный фонд, а получилась некрасивая история.

    Незаконно, потому что не под образовательные нужды, в некоторых школах стали использовать излишки площади. В Шишковской школе Бобровского района почти 64 метра заняла почта, но даже договора аренды на момент проверки не было, плата за пользование не производилась. Да и с безопасностью школьников появились вопросы – на почту заходить никому не возбраняется. А рядом – дети.

    Кстати, о безопасности. Во многих школах не работают системы оповещения при пожарах, даже в тех, где деревянные конструкции чердачных помещений не пропитаны огнезащитным составом. Слов нет, системы стоят дорого, их без проблем приобретают только в состоятельных районах, но несчастья адресов не выбирают. Беды не происходят там, где их упреждают, а стремятся туда, где снижается требовательность к соблюдению порядка.

    Поделиться