Российская газета | Какие задачи, с вашей точки зрения, предстоит решать Москве в Совете Европы?
Рене ван дер Линден | Россия впервые возглавила Совет Европы, демократическую международную организацию. Это большой успех для вашей страны. Председательство в Совете Европы не только предоставляет России множество возможностей, но и бросает серьезные вызовы.
Мы все ожидаем, что Москва использует эту ответственность, чтобы показать: Россия является полноправным членом Совета Европы. А также для того, чтобы инициировать проекты, которые позволят укрепить сотрудничество между Советом Европы и Европейским союзом, для активизации межкультурного диалога, продвижения идей демократии и защиты прав человека.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров четко обозначил задачи, которые Москва намерена решать в Совете Европы. Однако я думаю, что проблема с правами человека и особенно вопрос отмены смертной казни станут главной головной болью России в период ее председательства в организации. Я рад, что Россия ввела мораторий на смертную казнь. Но теперь вам предстоит ратифицировать протокол номер шесть о полной отмене смертной казни.
РГ | Будет ли ПАСЕ рассматривать доклад о расовой нетерпимости в странах ЕС, подготовленный Европейской комиссией по борьбе с расизмом и нетерпимостью?
ван дер Линден | Совет Европы отмечает участившиеся факты проявления расизма и нетерпимости в Европе. Мы все вместе должны противостоять этому феномену. Мы не можем с закрытыми глазами смотреть на процветание расизма в странах - членах Совета Европы.
Я надеюсь, что Россия и другие члены нашей организации будут активно бороться с этой проблемой. ПАСЕ постоянно держит в сфере внимания любые проявления расизма и нетерпимости. И если будет необходимо, мы подготовим отдельный доклад о состоянии дел в отдельных странах - членах Совета Европы.
РГ | Как вы относитесь к планам эстонских властей перенести памятник Солдату-Освободителю из центра Таллина? Не считаете ли вы, что прибалтийские государства проводят политику, направленную на оправдание нацизма?
ван дер Линден | Я не слышал о намерении Таллина перенести этот памятник. Поэтому не могу прокомментировать этот случай.
Что касается фактов оправдания идей фашизма, то это является совершенно неприемлемой ситуацией для Совета Европы. Мы ни в коем случае не можем относиться к этому равнодушно.
Кроме того, я убежден, что балтийским странам следует относиться к своим национальным меньшинствам так, как это принято в других государствах - членах Европейского сообщества. По этому поводу существуют единые требования Европейского союза.
РГ | В прошлый раз вы приезжали в Россию в разгар "карикатурного скандала". Можете ли вы с уверенностью сказать, что подобный скандал не повторится?
ван дер Линден | На июньской сессии ПАСЕ мы проведем дебаты на эту тему. Лично я считаю, что свобода слова и свободные СМИ, которые стали неотъемлемой частью любой демократии, должны нести ответственность за свои действия. Они должны понимать: если они зайдут слишком далеко в своих заявлениях, то могут нанести вред религиозным и иным группам населения. Публикация карикатур на пророка в датской газете вызвала у меня протест и непонимание.
Я надеюсь, что подобный скандал не повторится, но я не могу этого гарантировать. ПАСЕ привлечет внимание стран к тому, чтобы ничего подобного в будущем не происходило.
РГ | Как вы относитесь к инициативе ШОС сформировать собственную группу наблюдателей за выборами? Нужно ли ШОС и ПАСЕ выработать общие критерии для наблюдений за выборами?
ван дер Линден | Совет Европы, ОБСЕ и Европарламент договорились совместно наблюдать за выборами. Я считаю, что нам не нужен дополнительный орган по наблюдению за выборами. Потому что разные ассамблеи Совета Европы уже этим занимаются.
У Совета Европы нет функций вести переговоры. Но я считаю, что все международные организации могут использовать критерии ОБСЕ и Евросоюза по наблюдению за выборами.
Некоторое время назад парламентарии из азиатских стран приезжали в Страсбург и попросили меня написать "дорожную карту" для создания Азиатской Парламентской ассамблеи. Они хотят использовать Совет Европы как пример для формирования своей организации.
РГ | Депутаты Госдумы России потребовали от ПАСЕ провести расследование условий содержания узников Гаагского трибунала. Будет ли такая работа проведена?
ван дер Линден | Она уже проведена, но не Советом Европы, а международным сообществом. Расследование показало, что заключенные находятся в условиях, которые соответствуют всем международным требованиям.
РГ | Может ли отделение Черногории от Сербии стать прецедентом для других непризнанных республик? Как вы относитесь к стремлению этих национальных образований к самостоятельности?
ван дер Линден | Я надеюсь, что отделение Черногории не станет прецедентом и примером для других непризнанных республик. Мы не поддерживаем стремлений национальных образований к независимости. Вы знаете, что Совет Европы несколько раз проводил дебаты по Чечне. И каждый раз мы заявляли, что Чечня остается неотъемлемой частью России.