ММКФ из первых уст

 

Нон-стоп

В Москве жара за 30 градусов. Но это не мешает ходить на кинофестиваль, на который, кстати, аккредитовалось более трех тысяч журналистов со всего мира.

- Мы не будем никому из мировых звезд платить, чтобы к нам ехали, - пояснил президент кинофестиваля Никита Михалков, - из-за принципа, из-за памяти и уважения к Пушкину, Достоевскому, Толстому. Когда у нас будет не 200, а 2000 кинотеатров, тогда мировые звезды будут выстраиваться в очередь, рекламируя свои фильмы.

И тем не менее звезды приезжают каждый день. Приехали Бертран Блие, Жаклин Биссет, Иштван Сабо... На закрытие прибудет Депардье.

С 9.00 до 24.00 в киноцентре "Октябрь", где 10 залов (с кондиционерами) идет показ фильмов. Председатель жюри Анджей Жулавский потребовал доску и мел, чтобы фиксировать "замечания" членов жюри. В программе кинофестиваля - два конкурса: основной и конкурс "Перспективы", где показывается кино молодых режиссеров. Россия представляет пронзительный фильм о войне "Франц+Полина" и фильм о жизни на Кавказе "Маяк".

В Доме кино Белый и Малый залы забиты до отказа, несмотря на отсутствие кондиционеров. Здесь показывают новое российское кино, мультипликацию, документальные фильмы. Позавчера Павел Лунгин представлял свой "Остров", а вчера Дуня Смирнова презентовала свою киноленту "Связь". "Новое российское кино" - это новое независимое слово в нашей кинематографии. "Сработал механизм, - объяснил мне Алексей Мурадов ("Червь"), - на американском кино настроили кинотеатров, в кинотеатры пришел русский зритель, который в итоге запросил российское кино".

Арт-хаус

В ДОМЕ на Брестской открылся Медиа-форум. Это совсем крутой арт-хаус и авангард. Это О.Г.И, проекты Владика Монро, известного мистификатора и друга Питера Гринуэя. Гринуэй вместо себя прислал свои "Чемоданы Тульса Люпера".

Клуб на Брестской - это авторское кино, которое показывают на экранах при свечах, в полуинтиме. Авторское кино - это противостояние своей харизмы "щупальцам медиа". А поздно ночью - вечеринки, приемы, освежающие коктейли... Жара не спадает и ночью. Словом, фестиваль нон-стоп!

презентация

Ветка сирени

В рамках ММКФ в "Российской программе" состоялась премьера фильма Павла Лунгина "Остров" и презентация нового фильма "Ветка сирени", который будет снимать "Тема Продакшн"... На Каннский фестиваль.

- Этот фильм - новый этап в моей творческой жизни, - признался Павел Лунгин.

- Кого будут играть артисты?

- Евгений Миронов (он сейчас на съемках в Серпухове) будет играть Чайковского, жену Рахманинова сыграет Виктория Толстоганова.

- Кто будет играть за Рахманинова?

- Михаил Плетнев.

- Во всех музыкальных фильмах момент музыкальной импровизации на рояле передается штампом - открыто окно, развеваются занавески, пальцы перебирают клавиши. Ищите ли вы неформальный прием передачи игры на рояле?

- Да. Ищем другие занавески (смеется). У нас не биография, а любовная история.

- Какая?

- После каждого концерта Сергей Рахманинов получал букет белой сирени. Он не знал, кто присылал его. И умер, прижимая к груди ветку белой сирени. Вот об этом и будет фильм.

женская тема

"Точка"

В российскую программу также включен фильм Юрия Мороза "Точка". Тема женской проституции вошла в разные программы XXVIII кинофестиваля. Животрепещущую тему показали режиссер-оскароносец Бертран Блие и российский режиссер Юрий Мороз.

- История девочек, работающих на "точке" на Арбате, меня зацепила, - рассказывает Юрий Мороз, - с точки зрения своей остроты. К тому же это история дружбы, предательства, это проблема выбора, на который идет каждый человек, доведенный до края, до точки (это второе - план фильма), каждая героиня проходит свою точку, свой край, каждая делает свой выбор.

- Как к теме относятся критики, и как - чиновники?

- Критики - диаметрально: мы не должны этого замечать, а чиновники, наоборот, говорят, что нужно изучать проблему. После Московского кинофестиваля картина поедет на фестиваль в Карловы Вары, в Баден-Баден или Варшаву. У фильма фестивальная жизнь только начинается. Официальные лица говорят, что фильм своевременен. Есть поддержка от министерства культуры. Их мнение, что картину нужно показывать 15-летним девочкам, чтобы они не хотели подражать героини американского фильма "Красотка". Вы, посмотрев картину, порадовались жизни девочек?

- Я им посочувствовала.

- Наш фильм жесткий, а вот американский "Красотка" с Джулией Робертс - опасный, а люди им наслаждаются. Я специально снимал жесткую картину, но надо было еще жестче делать. И не этого надо бояться - фильм наш отрезвляет.

Анна Уколова: Все хотят выжить

Российская газета | Аня, говорят, вы не соглашались на эту роль?

Анна Уколова | Нет, я сразу согласилась! У меня не было такого, что "я не пойду".

РГ | Но другие отказывались?

Уколова | Сценарий был в десять раз жестче, чем получилось на экране, и многие актрисы отказывались участвовать в съемках.

РГ | А почему согласились вы?

Уколова | Шесть лет назад режиссер меня взял на роль в сериале про Каменскую. Это была моя первая роль. И если бы не Мороз, я бы в милиции так и работала. И если он снимает сериал, он обязательно дает там роль. Я, наоборот, благодарна всем актрисам, которые отказывались.

РГ | Расскажите о вашей героине?

Уколова | Это фильм о девочках легкого поведения. Моя героиня в эту профессию пошла из-за денег. На "Кинотавре" мне сказали, что таких "девочек" нет. Наша богема думает, что наши "девочки" живут в отдельных квартирах, ездят на "Ауди". Но в Москве есть такие точки, которые показаны в фильме.

РГ | Как складываются их жизненные пути?

Уколова | Одни выбиваются в "мамки", кто-то пропадает без вести. Там нет друзей и нет приятелей. Каждый работает на себя. Они живут в одной квартире - и могут друг у друга воровать. Каждый хочет выжить сам.

премьера

Бремя власти

В рамках ММКФ прошла премьера документального фильма Андрона Кончаловского "Гейдар Алиев. Бремя власти".

Российская газета | Почему вас стало интересовать документальное кино?

Андрон Кончаловский | Документальное кино, в отличие от игрового, передает время. Я отвечаю за свои слова. К тому же я серьезно занимаюсь культурологией и хочу создать цикл передач под рубрикой "Бремя власти", где бы смог показать, какую роль в истории сыграла та или иная личность.

РГ | Кто войдет в вашу портретную галерею?

Кончаловский | Алиев, Ярузельский, де Голль - авторитарные фигуры, которые нарушали принципы демократии ради демократии.

РГ | Какая идея легла в основу фильма?

Кончаловский | Фильм об Алиеве рассказывает о том, как мы потеряли Азербайджан. В ходе создания фильма я изменил свое мнение о Михаиле Горбачеве. То, что Алиев правил маленькой страной, не важно. Он был великой политической фигурой.

Советская система обладала жесткой структурой власти. Абсолютной властью обладал первый секретарь ЦК как в Союзе, так и в республиках. Прекрасно это понимая, Андропов продвинул Гейдара Алиева на пост первого секретаря коммунистической партии Азербайджана. Генерал Алиев был вызван в Москву на встречу с Андроповым, шеф КГБ сообщил, что рекомендовал его, Алиева, на пост первого секретаря ЦК КПСС Азербайджана. Алиев отказался. Андропов ответил: "Тебя будет принимать Брежнев. Там уже эти колебания не нужны". Потом Алиева привели к Брежневу. И он дал согласие. 14 лет провел Алиев на этом руководящем посту, начав с борьбы с коррупцией, с выхода республики из экономического тупика.

Он был национальным героем. Его выгнали, но после этого он еще раз стал главой страны. Никому из политиков в Советском Союзе не удавалось быть выгнанным, потом вернуться, стать главой и честью нации.

РГ | Для кого снимали фильм?

Кончаловский | Для себя, чтобы объяснить людям, что я думаю о роли личности в истории.

РГ | Какой вы видите аудиторию фильма?

Кончаловский | Думающие люди, которым небезразлична судьба нации.

РГ | В чем видите значимость Московского кинофестиваля?

Кончаловский | Это единственный в нашей стране международный кинофестиваль, который показывает иностранное кино.

взгляд

Киногерой: от чернухи - к глянцу

Николай Лебедев, один из талантливейших молодых режиссеров, лауреат Госпремии за фильм "Звезда", представляет Россию в жюри конкурса "Перспективы" на Московском кинофестивале.

Недавно он закончил самый большой и пафосный российский проект - съемки фильма "Волкодав" по одноименному роману Марии Семеновой. На кинорынке прошедшего Каннского кинофестиваля был показан рекламный ролик этой ленты.

- Почему вы так долго работали над фильмом?

- Был ряд производственных сложностей. Мы попали в снег здесь, в Москве. Одна из декораций оказалась просто занесена им. Пришлось переписывать сценарий. Это очень сложное предприятие, гораздо более сложное, чем могло показаться на первый взгляд.

- Почему вы согласились снимать этот фильм?

- Мне было очень интересно сделать зрелищное кино. У нас существует, как и везде, очень жесткое деление на высокий и низкий жанр, который я очень не люблю.

- Где - у нас?

- В России, в киноведении, если хотите. До 80-х годов картины снимались очень разные: "Москва слезам не верит", "Неоконченная пьеса для механического пианино", фильмы Гайдая и "Экипаж".

- Вы говорили о том, что у нас существуют жанры высокого и низкого кино? Что это такое?

- Валерий Тодоровский снимает картины, ориентированные на интеллектуальную аудиторию. Кино для широкого зрителя, картины с ярко жанровой окраской практически перестали появляться, потому что это просто очень дорогое удовольствие.

- А "Ночной дозор"?

- Это первые ласточки. Когда я принимался за "Волкодава", "Ночного дозора" еще не было. Когда возникла идея с "Волкодавом", мне показалось, что это может быть любопытно, поскольку это зрелищная картина, по которой соскучился наш зритель. Это картина с очень интересным порядочным героем в центре повествования. Моя личная беда, проблема и боль, что в нашем кино на протяжении уже полутора десятков лет главным образом в героях ходят подонки и уроды.

- Почему это ваша личная беда?

- Потому что я проживаю это как какое-то колоссальное несчастье и трагедию. В любом кино есть герой и антигерой. Шекспир этим занимался все время, но он не подавал, скажем, Ричарда, как пример для подражания, это был все-таки трагедийный персонаж. А когда возникает убийца и вам говорят: ну да, он убийца, но на самом деле он - хороший парень, и все начинают ему подражать, я не могу к этому относиться спокойно. Я переживаю.

- Но у нас произошло страшное разрушение сознания от этих героев в национальном масштабе.

- Мне тоже так кажется. Когда говорят : давайте создадим хорошего героя, это ведь не искусственная какая-то вещь, и их создают, я не верю этим антигероям. Для меня они остаются по-прежнему негодяями, но я верю в то, что порядочный человек - это порядочный человек в любой ситуации.

- Поскольку вы ищите положительного героя современности, почему обратились к прошлому времени? Это потому, что в современности все-таки нет положительного героя?

- Мне так не кажется, но современный герой в нашем времени - это человек страдательный, опять же в силу специфики нашего времени. Когда началась перестройка и все с ней связанные процессы, очень многие люди, я знаю это наверняка, ощущали себя игроками в шахматы. Человек знает, что ладья ходит так, пешка ходит вот так, королева - так. А человек, который сидит напротив, говорит: "А я хочу, чтобы это ходило так, а это так". И он выигрывает потому, что отрицает эти правила игры... И человек, который соблюдал эти правила игры, я говорю не о правилах системы коммунистической или социалистической, а о нравственных правилах игры, оказался аутсайдером, потому что не мог и не хотел ни воровать, ни убивать. Я не пытаюсь сейчас обобщать, но, к сожалению, многие из порядочных людей оказались аутсайдерами. Но мне кажется, что жизнь стала меняться. Но если это обман, то это очень грустно...

- Вы идеалист?

- Наверное, мне это помогает жить. Если бы я не был идеалистом, я бы умер от отчаяния.

дебют

"Связь"

29 июня состоялась премьера фильма "Связь" (Российская программа), где в роли режиссера выступила телеведущая Дуня Смирнова (приз "Кинотавра" за дебют). Главные роли сыграли Михаил Пореченков и Анна Михалкова.

Сценарий этой картины на первый взгляд крайне прост: он - новый русский, она тоже не бедная. У него семья. У нее семья. Но у них начался роман, которому предшествовала просто связь. В итоге разрушаются обе семьи... Фильм должен был снимать Алексей Учитель.

Вот что рассказали его создатели.

Алексей Учитель: Герои - фактурные

- Я действительно хотел его ставить, потом обстоятельства изменились и я предложил, чтобы Дуня попробовала себя как режиссер. Она не без колебаний, но согласилась.

Мне трудно понять, что такое женское или не женское кино, женский или не женский сценарий. Я-то его читаю своими глазами. Дуня пишет достаточно жестко и именно в этом мы с ней всегда понимали друг друга. Она имеет мозги вне половой принадлежности - при этом оставаясь замечательной и очень красивой женщиной.

В этом фильме не только актеры-звезды. Звезда - оператор. Звезда - композитор. Они все легко согласились идти на дебют.

Дебют - ведь это всегда интересно и неожиданно.

Что дальше, по-моему, не так уж важно. А вот что до встречи - важно.

Я давно хотел снять такую странную актерскую пару - Максим Суханов и Галя Тюнина. Дуня пошла по другому пути. Она выбрала более простую по внешней фактуре пару героев. Это очень простая история. Понятная многим. Для меня это смесь двух картин - "Три тополя на Плющихе" и "Мужчина и женщина".

Анна Михалкова: Завести роман может всякий дурак

- Дуня очень хорошо пишет, и я всегда была поклонницей ее работ. Мы с ней знакомы и по-человечески я была ею совершенно очарована, другое дело - я не ожидала, что она предложит мне эту роль. Мы все заложники фактуры, и ко мне приклеился этот образ - народной героини, его все и тиражируют. А тут совершенно другое. Это упивание жизнью. Она сознательно так формулирует, чтобы тут же захотелось начать спорить и возмущаться. Начать роман может всякий дурак, а вот закончить его красиво - целая история.

Нас спрашивали, чем эта история закончится?

Наверное, если в таких ситуациях люди сумеют друг другу простить, то это укрепит их отношения.

Я имею в виду отношения между мужем и женой. Нина и Илья фактически расстались. Там есть очевидные похороны любви.

Дуня Смирнова: Я еще не режиссер!

- Я всегда говорила, что сценарист - это трусливый режиссер, и мне казалось, что я этого не подниму. Слишком ленива в смысле драматургии. Я и не считаю себя режиссером.