- Самолет хорошо виден с высоты. Он пострадал от огня, но не развалился от удара и не утонул в болоте. Лежит на "брюхе", по пояс в воде, - за несколько часов до находки рассказал корреспонденту "РГ" помощник главнокомандующего ВВС полковник Александр Дробышевский.
Сам главком Владимир Михайлов, слетавший в среду в Брянскую область, вернулся в столицу. Расследованием катастрофы на месте по его приказу занимались куратор авиации в Главном штабе Военно-воздушных сил генерал Зеленин, генерал-полковник Соловьев из Командования специального назначения и командующий 16-й воздушной армией, куда входит Бутурлиновский полк, генерал Ретунский.
Для базового лагеря поисковой операции они выбрали единственную в округе сухую площадку в полутора километрах от места трагедии. Более суток две сотни солдат, милиционеров и местных жителей метр за метром тянут гать к последнему прибежищу "сухого". Параллельно прорабатывался вариант десантирования спасателей с вертолетов Ми-8 - прямо на разбившийся самолет. Делать этого не пришлось, и вчера в начале четвертого наземная группа добралась до останков самолета. Они обнаружили тело пилота и хорошо сохранившиеся бортовые самописцы штурмовика.
С самого начала в слухи о чудесном спасении подполковника Андрея Ваховского в Главном штабе ВВС не верили, но категорично отвергать такую возможность тоже не хотели. Как говорится, надежда умирает последней. Эта самая надежда замаячила, едва стало известно о парашюте возле упавшего самолета - его увидели экипажи вертолетов. Однако специалисты посчитали, что скорее всего речь идет о тормозном куполе Су-25, вывалившемся из хвоста штурмовика в момент его удара о землю.
- Если бы летчик успел катапультироваться или хотя бы пытался это сделать, на самолете отсутствовал бы фонарь кабины и включился бы "комарик" - портативная радиостанция, автоматически выдающая в эфир сигналы, по которым находят аварийную машину, - пояснили корреспонденту "РГ" в службе безопасности полетов военного ведомства.
Косвенно такие предположения подтверждает тот факт, что перед столкновением с землей Ваховский не слил с самолета топливо. Перед аварийной посадкой машины или экстренном ее покидании незадолго до падения он обязательно начал бы с этой нехитрой операции. Все данные, которыми сегодня располагают спасатели, говорят в пользу одной версии: Су-25 врезался в болото, когда пилот был без сознания. Но что с ним случилось?
- Пока не проведут все необходимые экспертизы, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, - уверен Александр Дробышевский. - Я слушал запись переговоров Ваховского с руководителем полетов и с ведомым. По ним диагноз пилоту не поставишь. Подполковник дважды пожаловался на плохое самочувствие, не уточняя, что именно у него болит.
Но в одном Дробышевский уверен твердо: перед вылетом заместитель командира полка прошел все обязательные медицинские процедуры: "Здесь исключение не делают даже для главкома". Сомневаются в главном штабе ВВС и по поводу якобы возникшей на Су-25 неисправности кислородного оборудования. Но стопроцентно исключать ее до детального обследования штурмовика все же не стоит.
Тем временем стали известны подробности еще одного авиационного ЧП, случившегося в среду вечером на аэродроме морской авиации "Остров" под Псковом. Там из-за проблем с передней стойкой шасси бомбардировщика прямо на взлете пришлось катапультироваться летчику-стажеру Николаю Федотову и пилоту-инструктору Сергею Крушину. Неуправляемый Су-24 свалился за взлетно-посадочной полосой и сгорел. В этом инциденте, к счастью, никто не пострадал.