Гражданину Ш. из города Н. не понравился этот пассаж, причем настолько, что он написал заявление на имя заместителя Генерального прокурора с требованием привлечь меня к уголовной ответственности за разжигание национальной ненависти. Рассуждения (вернее, обвинения) гражданина Ш., назвавшегося адвокатом, сводятся к следующему: этими тремя фразами автор комментария оскорбил достоинство русского народа, поставив под сомнение его способность, во-первых, сохранять свою территорию, а во-вторых, поддерживать самостоятельно чистоту и порядок в городах и дворах страны...
Пришлось объясняться со следователем межрайонной прокуратуры, которому формальный порядок рассмотрения жалоб предписывает обязательный ответ на каждое заявление, пусть даже параноидального содержания. Поскольку, подозреваю, гражданин Ш. с нетерпением ждет такого ответа и открытия уголовного дела на журналиста Д., хочу утолить его любопытство через газету и сообщаю ему и его единомышленникам, что же я написал в объяснении по "делу".
Вот что. Реализация лозунга "Россия - для русских!" действительно обернется развалом Российской Федерации. По той простой причине, что в ее состав, если этого не знают гражданин Ш. сотоварищи, входит множество национальных образований - Татарстан, Башкортостан, Чукотка, Ханты-Мансийский автономный округ (между прочим, с основными нефтяными ресурсами), Тыва, северокавказские республики и даже (вот кошмар!) Еврейская автономная область...
Желающим оставляю право продолжить список и представить себе масштабы и потенциал России хотя бы без одной строчки из этого списка. Если гражданин Ш. вместе с единомышленниками считает, что русский народ способен сохранить целостность своей территории, изгнав с нее все другие этнические группы, то это означает, что вышеупомянутый гражданин хочет добиться своей цели исключительно силой, ценой гражданской войны, поскольку наивно полагать, что "лица нерусской национальности" добровольно снимутся с родных мест, чтобы только угодить гражданину Ш.
Теперь - к чистоте в наших городах и дворах. Свидетельствую по своему личному опыту: с тех пор, как уборкой территории вокруг моего дома в Москве занимаются люди, явно приехавшие откуда-то из Средней Азии, плохо изъясняющиеся на русском языке, порядка и чистоты стало намного больше, чем за 30 предшествующих лет. В конце концов, мне все равно, представители какой национальности привлечены к уборке территорий, главное - результат. И проблема наших городов и дворов не в том, что русские не способны содержать их в надлежащем виде (за что гражданин Ш. пытается подвести меня под статью), а в нехватке рабочих рук на самых низкооплачиваемых и неквалифицированных работах, которая компенсируется завозом иммигрантов. Оставьте Россию только для русских, и гражданину Ш., если он действительно хочет видеть свой город Н. чистым и убранным, придется отказаться от своей адвокатской деятельности и сочинительства жалоб в прокуратуру, чтобы взять в руки метлу...
Вся эта история была бы смешной, если бы не была еще и грустной. Во-первых, нет ничего более оскорбительного для достоинства русского народа, как и всех других народов, чем присутствие в их рядах ксенофобов и неонацистов. И нет ничего более опасного для общества, чем их попытки найти поддержку в государственных структурах, в первую очередь - в правоохранительных органах. А во-вторых...
ПОГОВОРИМ, во-вторых, о другой стороне вопроса. У меня нет никакой уверенности, что моя встреча с весьма симпатичным, надо сказать, следователем прокуратуры окажется последней. Поскольку отныне каждое печатное или сказанное слово может подпасть под особое изучение блюстителей Закона "О противодействии экстремистской деятельности", принятого Госдумой в срочном порядке.
Знай гражданин Ш. о грядущих поправках в этот закон, он бы, конечно, обратил внимание на другие места комментария, где ставится под сомнение способность правоохранительных органов и одного конкретного милиционера, не помешавшего избиению известного певца Заура Тутова, эффективно бороться с ксенофобией и ксенофобами. По новому закону такое высказывание может быть квалифицировано как "публичная клевета в отношении лица, занимающего государственную должность".
Поспешу, пока закон не вступил в силу, и самого гражданина Ш. причислить к ксенофобам, поскольку, если на самом деле он вдруг окажется не адвокатом, а государственным чиновником, за такое предположение меня опять же привлекут к ответственности по статье "экстремизм" за все ту же "публичную клевету", да еще, по тексту закона, "соединенную с обвинением этого лица в экстремистской деятельности", каковой, безусловно, является ксенофобия.
Понятно, проблема шире и затрагивает не один газетный материал, а всю деятельность СМИ. Не случайно Международный комитет защиты журналистов выразил обеспокоенность законопроектом, который расширяет понятие "экстремизм" и ограничивает возможность критиковать не только власть в целом, но и отдельных госслужащих.
Дело, разумеется, не только в деятельности СМИ. Сам этот закон, как и новые поправки в законодательство о выборах, позволяющие снимать с них не только тех, кого можно будет теперь легко записать в "экстремисты", но и людей (а вместе с ними - целые партийные списки), допустивших ошибки при предоставлении личных данных, направлен (кто бы сомневался?) на обеспечение нужного результата на предстоящих парламентских и президентских выборах. Удивляет другое: откуда у авторов и пропагандистов "суверенной демократии" (или - "управляемой") такая неуверенность в завтрашнем дне? Ведь ни результаты предыдущих голосований, федеральных и региональных, ни социологические опросы, ни явно прослеживаемые общественные настроения не дают повода усомниться в том, что желаемое станет действительным. Видимо, грядущие выборы настолько судьбоносны для нынешней политической элиты и ее экономических интересов, что необходимо заранее устранить даже малейшие риски по всей вертикали власти - от высших эшелонов до мелких чиновников, которых тоже берет под защиту новый закон. Причем делается это в канун саммита "большой восьмерки", где, не секрет, России будут предъявлены претензии по поводу состояния демократии внутри страны.
Остается рассчитывать на то, что законы, принятые на ура думским большинством, не пройдут через оставшиеся сита - Совет Федерации и президента, который однажды, в ноябре 2002 года, уже наложил вето на драконовские поправки в закон о СМИ, которые не давали возможности журналистам освещать чрезвычайные ситуации. Иначе, не исключаю, политическая активность части общества, загнанная фактически в подполье новым законом о противодействии экстремизму (утверждающему принцип "был бы человек, а статья найдется"), будет пытаться прорваться наружу в отнюдь не мирных формах. Кому это надо?