Нынешнее лето стало, пожалуй, одним из самых трагических в истории русского театра. Не стало сразу двух великих театральных художников России - Давида Боровского и Олега Шейнциса. Оба определили собой стиль, образы, тенденции и моды сценографии второй половины ХХ - начала XXI века. А это по сути эпоха.
Его искусство целиком и полностью совпало с взлетом театра Марка Захарова. И, как Давид Боровский определил собой взлет Театра на Таганке, Олег Шейнцис определил вершины захаровской кино- и театральной режиссуры. С 1980 года он сочинял с Захаровым спектакли, ставшие славой отечественного театра. Его первая работа - "Жестокие игры" - дала знак его художнической неповторимости. Огромное колесо крутилось над героями пьесы Арбузова, неприкрыто отмечая собой круги судьбы, движение рока. В этой идее колеса обозрения уже не было, по сути, ничего метафорического - простая, экспрессивная и очень чувственная идея рока, выраженная в урбанистических формах ХХ века. Вот и все. С тех пор, кажется, накал его художественных откровений не ослабевал, а только усиливался, и в каждом новом, совместно с Захаровым произведенном продукте, трагизм и роковая непреклонность бытия выражалась все более и более отчетливо. Никто не забудет эффектной, экспрессивной и пульсирующей графики его "Юноны и Авось" - два светящихся подиума, абрис роковой каравеллы, романтический и фатальный взмах паруса, страшные оскалы золотых масок.
Кстати, именно в память о триумфе "Юноны" ему предложили сочинить эскиз главного приза премии "Золотая маска". Но маски, пусть и отмеченные золотом, были для Шейнциса только знаком феерии, фантасмагорического мира театра. Сам же он жил напряженной, сосредоточенной, совсем непубличной жизнью мастера, руководителя сценографической мастерской в Школе-студии МХАТ, выучившего не один десяток одаренных художников.
Уход любого человека - трагедия. Но особая трагедия - уход сотворца, уход человека, чье творчество сопутствовало и определяло творчество другого творца.
Олег Шейнцис, такой рациональный в своих сценических строениях и такой страстный в своей жизни, был безраздельно предан захаровскому театру. Что будет теперь с их совместным детищем - это зависит отныне исключительно от Марка Анатольевича.
Панихида по выдающемуся сценографу России Олегу Шейнцису состоится в пятницу в 12.00 в московском театре "Ленком".
Народный художник России, лауреат Государственных премий, Олег Шейнцис с 1980 года занимал пост главного художника "Ленкома". Среди наиболее известных его работ - оформление таких постановок, как "Жестокие игры", "Юнона и Авось", "Три девушки в голубом", "Оптимистическая трагедия", "Диктатура совести", "Мудрец", "Поминальная молитва", "Чайка", "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Варвар и еретик", а также спектакля "Гамлет".
Шейнцис был автором декораций к спектаклям "Город миллионеров", "Шут Балакирев", "Плач палача", "Ва-банк". Оформлял спектакли в Лондоне и Тель-Авиве, Флоренции, Софии, Братиславе. С 1979 года занимался преподавательской деятельностью, профессор Школы-студии (ВУЗ) имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе имени А.П. Чехова.