Роль Верховенского сыграл петербургский актер Леонид Мозговой. Все помнят его работы в картинах Александра Сокурова "Камень" (Чехов), "Телец" (Ленин), "Молох" (Гитлер). "Любимый артист Сокурова" (такой эпитет прочно "приклеили" к Мозговому) раньше снимался редко.
Но вот один за другим выходят на экраны фильмы с его участием: "Русские деньги", "Гадкие лебеди", скоро появятся "Дюймовочка" и "Бесы". С Леонидом Мозговым встретился наш корреспондент.
Леонид Мозговой: Прошлый год подарил мне встречу с тремя режиссерами. Все очень интеллигентные, не подавляют актера, дают ему свободу, точно знают, чего хотят. Обстановка на площадке спокойная. Я бы не мог работать с кричащими режиссерами, которые не любят артистов и очень любят себя. Но мне как-то везет на режиссеров.
Константин Сергеевич Лопушанский в свое время был помощником Андрея Тарковского на съемках "Сталкера". Фильм "Гадкие лебеди" по роману братьев Стругацких он задумал снять давно, да все денег не было. И вот наконец это случилось.
В один из первых съемочных дней к нам приезжал Михаил Горбачев. Его фонд поддержал наш проект. Когда-то Михаил Сергеевич помог Лопушанскому выпустить блистательный фильм "Письма мертвого человека".
Мой герой - Големба, один из членов комиссии по спасению города Ташлинска, где появились таинственные существа "мокрецы". Он пытается защитить их от уничтожения, но проигрывает.
Увидев у нас на съемках Горбачева, я вдруг понял, что мне надо играть трагедию человека, чьи благородные усилия не осуществились. Вспомнил, как у Михаила Сергеевича дрожали руки, когда он произносил свою последнюю речь на телевидении. Он хотел стране добра. Но не получилось...
Картину снимали в Петербурге, на полузаброшенном заводе, и в Кронштадте. Работали по ночам. Нас все время поливали из специальных установок. Говорят, за два с половиной месяца съемок вылили 120 тонн воды.
Российская газета: Игорь Масленников, режиссер "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Зимней вишни" пригласил вас в фильм "Русские деньги".
Мозговой: Он сам написал сценарий по пьесе Островского "Волки и овцы". Я сыграл Чугунова, бывшего стряпчего, управляющего имением богатой вдовы. Он пытается обмануть свою хозяйку, но терпит при этом фиаско. Находятся более ловкие мошенники, которые оставляют его с носом. Режиссер бережно отнесся к тексту. Классика всегда современна. Меняются костюмы, прически, а суть все та же. Ловкачи, воротилы - все хороши, друг друга стоят. Благодаря съемкам я побывал в Костромской области - в имении Александра Николаевича Островского Щелыково. Оттуда я ездил в Москву, где в это же время снималась "Дюймовочка". У фильма длинная история. Как всегда, не было денег. Это на детский-то фильм! Предложение сыграть Крота поступило мне года три назад, а сценарий ждал воплощения 18 лет. Снимал картину режиссер Леонид Нечаев, поставивший "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Питера Пэна". Лия Ахеджакова сыграла Мышь, Светлана Крючкова - Жабу. В остальных ролях заняты дети. Дюймовочка - дочка Ольги Кабо, а сама Оля играет Волшебницу. Мой 10-летний внук Андрюша получил роль Кротика. Это мой герой в детстве, такой оживший портрет. Наш Крот не совсем такой, как у Андерсена. Богатый, респектабельный и добрый.
РГ: А как вы в "Бесы" попали, Леонид Павлович? Там ведь московская команда была.
Мозговой: Так же, как и режиссер Феликс Шультесс. Я попал в картину неожиданно. В феврале даже и не предполагал, что в марте начну сниматься в фильме по Достоевскому. Первоначально снимать должен был кто-то другой. Слышал, что на роль Верховенского-старшего пробовались Ступка, Збруев. Сценарий написал Павел Финн. Феликс - немец, но давно живет в России, окончил во ВГИКе мастерскую Сергея Соловьева. Я благодарен молодому режиссеру. Проб практически не было: он приехал в Петербург, мы поговорили часа полтора, и он доверил мне сложнейшую центральную роль.
Роман гениальный, сложный. Там много предвидения, пророчества. Неслучайно большевики запрещали Достоевского, и особенно "Бесов". Кстати сказать, с Федором Михайловичем у меня довольно сложные отношения. В школе мы не изучали его произведения, их стали издавать позже, тогда-то я и прочел все его романы. А потом долго-долго не хотелось залезать в глубины человеческого подсознания. Теперь, перечитав "Бесов", вдруг с удивлением увидел, что роман написан языком Зощенко, хотя Зощенко еще не родился. Сколько там сатиры, юмора, сарказма, пародий!
В 90-х годах вышел фильм Игоря Таланкина "Бесы", где в центре сюжета Николай Ставрогин, Верховенского-старшего там вообще нет. А у нас он, как у Достоевского, главный герой. Мой Степан Трофимович - человек увлекающийся, прожигающий жизнь. При этом он платонически любил женщину, на иждивении которой жил. Но в своей безрассудности проглядел главное: он взлелеял бесовщину, воспитал безнравственное молодое поколение. В роли Варвары Петровны замечательная актриса Ирина Купченко. Когда тонко чувствуешь партнеров, играется легко и свободно.
РГ: Везет Мозговому, классику играет, у классиков снимается.
Мозговой: Да, мне повезло. Я снимался у Сокурова и в таких ролях! А какие учителя у меня были в молодости! Ксения Владимировна Куракина, мать Ильи Авербаха, преподавала сценическую речь. А сколько нам дал наш мастер Борис Вольфович Зон, великий ленинградский театральный педагог. Теперь я пытаюсь передать свой опыт студентам. У меня выпускной курс в Балтийском институте экологии, политики и права на театральном факультете у Петра Сергеевича Вельяминова. Я все шучу, что мы воспитываем экологически чистых актеров. Я верю в избранность актерской профессии и часто цитирую молодым слова Александра Николаевича Островского: "В театре либо священнодействуйте, либо убирайтесь вон". Актерская стезя - это адский труд и пожизненное испытание самолюбия. В молодости от этого страдаешь невероятно, с годами становишься мудрее, терпимее. После "Русского ковчега" я пять лет не снимался. Какие-то роли не состоялись, режиссеру подошел другой актер. От чего-то я отказался. Например, надо было сыграть спивающегося дьячка, живущего в спившейся деревне. Ну не мог я, неверующий человек, играть церковного служителя. К вере надо осторожно подходить.
РГ: Где еще сегодня можно вас увидеть?
Мозговой: В концертных залах Петербурга. Читаю стихи Пушкина, Некрасова, Блока, Симонова, Самойлова, Пастернака, Галича. Играю литературный спектакль "Монолог об Окуджаве". В день своего 65-летия я сыграл 684-й спектакль "Смешной" по рассказу "Сон смешного человека" Достоевского. Я играю его ровно десять лет в настоящей петербургской мансарде, недалеко от "Ленфильма", всего для 20 человек, больше не помещаются. И это настоящее счастье: играть глаза в глаза, от сердца к сердцу. Лучшего мне не надо.