28.07.2006 02:00
Поделиться

Андрис Лиепа: под звездой отца

Российская газета | Андрис, на "Домашнем"канале вы показали отрывки из документального фильма о Марисе Лиепе, рассказали об отце, что еще готовите к этой дате?

Андрис Лиепа | Пятый год подряд мы ездим в Ригу с концертом, посвященном отцу. В этом году он юбилейный. А в Москве в Государственном Кремлевском дворце сделаем вечер по сценарию вечера, посвященного юбилею Майи Плисецкой.

Большой театр специально для нас делает фильм об отце, который мы частично показали. Выйдет книга "Марис, Илзе, Андрис" тиражом 1500 экземпляров. Раритет. Этот альбом будет подобен тому, что мы в прошлом году выпустили о Майе Плисецкой.

Отца не стало рано. Ему было 52 года. Идеи, которые он не смог осуществить, мы стараемся продолжить. В частности, я возродил знаменитые дягилевские Русские сезоны. Занимаюсь этим проектом с 1992 года. Отец в свое время восстановил знаменитую русскую миниатюру, которая называлась "Видение розы". Это спектакль из Русских сезонов был поставлен Михаилом Фокиным на Вацлава Нижинского и Тамару Карсавину. Отец его восстанавливал в течение 8 лет: собирал материалы, делал эскизы. Фокин был западным хореографом, умер в США, и в СССР воспоминания о Фокине не приветствовались.

РГ | Какие еще балеты вы восстановили из Русских сезонов?

Лиепа | "Петрушку", "Жар-птицу", "Шехеразаду"... Сейчас для Николая Цискаридзе будем делать "Послеполуденный отдых Фавна", для Илзе - "Болеро". Балеты были произведены на свет в начале прошлого века.

Грядет юбилей Русских сезонов. В первый раз Дягилев вывез выставку русского портрета в 1906 году. Потом повезли русскую музыку и русскую оперу. В первый раз выехал с Русскими сезонами Федор Шаляпин, потом был балетный сезон - и за границей оказались Нижинский, Карсавина, Павлова. Русские сезоны вывезли из России все лучшие умы и таланты того времени... Эти люди остались на Западе. И сейчас мы покупаем эскиз Бакста за 80 тысяч долларов. Мне удалось восстановить "Жар-птицу", какой она была при Фокине. По сравнению с западными аналогами у нас лучшая версия. Эту версию при жизни Дягилева Фокин не мог переварить. Будучи другом Натальи Гончаровой, он сказал, чтобы она сделала новые декорации. Именно она нанесла непоправимый удар в сердце "Жар-птицы" своей версией декораций к ней. И тогда были сожжены уникальные декорации "Жар-птицы", они были очень тяжелыми для гастролей. Наталья Гончарова сделала другие, легкие, но они никакого отношения к "Жар-птице" не имели. У девочек не стало париков, но они все время делают движения, словно поправляют волосы... Мы эти детали вернули.

РГ | Какие-то новые материалы из творческой жизни Мариса Лиепы есть?

Лиепа | Мы нашли материалы, о которых не подозревали. Майя Михайловна делала концерт, посвященный вручению ей Ленинской премии, и она с моим отцом танцевала "Дон Кихота". Мы разыскали запись этого концерта. Нашли также телевизионный вариант "Спартака", снятый с четырех или пяти камер. Восстановили его. Есть фильм "Могила льва" и другие. Отец в последние годы много снимался в кино.

РГ | Чей фильм "Могила льва"?

Лиепа | Снимал Валерий Рубинчик на "Беларусьфильме". Отец играл вместе с Олегом Видовым. Фильм был на тему белорусской истории. Он играл князя Всеслава. Для него это была роль этапная. Он научился ездить на лошади. Кольчуга, которую он надевал, весила 36 кг. Один раз он пришел с ожогом на руке. По сюжету он ревновал супругу и должен был в кадре накрыть свечу рукой. Свечу он накрыл, но от этого образовался ожог.

РГ | Имя отца ко многому вас обязывает?

Лиепа | Да. И с этим трудно жить. Я недавно смотрел передачу про Майкла Дугласа. Он живет под звездой своего великого отца. И по-другому он жить не может - он Дуглас-младший.

РГ | Почему вы ушли из Большого театра?

Лиепа | Я в Большом театре проработал с 1980 по 1988 год. Все, что мог cтанцевать за восемь лет, я станцевал. Основная моя задача - не останавливаться на репертуаре Большого театра. Эту идею мне подсказал Рудольф Нуриев. Он сказал: "Вы не понимаете, что такое настоящая работа. Работать в одном театре, у одного хореографа - это практически, что говорить на одном языке. И больше никого в жизни не чествовать, не понимать. Нужно ехать за границу и танцевать Баланчина, Бежара". Это замечание я на себя переложил - и воспользовался официальным предложением западной труппы в то время, когда выехать официально нельзя было. В паспорт ставили выездную визу. Выездная виза была только у меня и у пианиста Виардо. Я был тем первым человеком, который не остался на Западе, не стал просить политического убежища. Сейчас все пользуются тем опытом, который я наработал. Тогда это было равносильно культурной революции. Я не бросил паспорт в лицо правительству. Но даже Майя Плисецкая, когда захотела работать на Западе, взяла литовское гражданство.

РГ | В своих оценках современного балета вы консерватор или радикал?

Лиепа | Все виды искусства хороши, кроме скучных. Я работаю в разных жанрах. Сегодня появилось "Лебединое озеро", где все лебеди мужчины.

РГ | Как вы к этому относитесь?

Лиепа | Очень интересная постановка. Я танцевал в семи постановках "Лебединого озера". Я - принц со стажем.

РГ | Работаете вы в кинематографе?

Лиепа | Я снял "Возвращение Жар-птицы". Universal купил у меня права, и с 2002 года этот фильм продается за границей. Этот фильм стоит рядом с DVD Паваротти.

РГ | В последнее время вы занимаетесь постановкой эстрадных шоу? Был концерт "Детям Беслана". Продолжение последовало?

Лиепа | Я продолжаю делать спектакли, новогодние елки в Гостином дворе. К нам приезжает фантастический фокусник из Монте-Карло. В цирке на Цветном бульваре я сделал спектакль "Волшебник Изумрудного города". В этом году мы будем делать шоу со "Смешариками".

РГ | Ваши программы вы проверяете на дочери Ксюше?

Лиепа | Ксюша мне дала решение спектакля "Перепишу любовь". "Кто это?" - спросила Ксюша о певице, для которой я делал шоу. "Это - Жасмин!" - "А где ее Аладдин?" В этот момент я понял, что Жасмин еще ни разу не использовала своего сценического образа. Мы сделали ковер-самолет, верблюдов вывели на сцену, т.е. все было с подачи Ксюши.

РГ | Как вы отдыхаете?

Лиепа | Я трудоголик. Но люблю на скейтборде кататься. Езжу кататься на Воробьевы горы, в Серебряный бор, на Поклонную гору. Я на доске, а Ксюшка за мной на велосипеде.

РГ | Животных держите?

Лиепа | Нет. Один раз хотели взять кошечку, которую нашли в подъезде. Я говорю Кате: "Давай у батюшки попросим благословение". "Я вас не благословляю", - сказал батюшка, - вы уедете выступать, кому вы отдадите котенка - чужим людям? А котенок подумает, что вы его бросили". И так было у наших друзей: они уехали в отпуск. Котенок лег у дверей и через две недели умер, а мы уезжаем каждые две недели. У нас бабушки нет.

РГ | Вы против благословения не идете?

Лиепа | Один раз пошел, а потом батюшка не захотел меня больше благословлять.

РГ | В какой мере человек кузнец своего успеха?

Лиепа | Шансы даются каждому человеку. Эти шансы надо использовать. Очень редко бывает, чтобы шанс вернулся. Меня пригласили сыграть Сергея Есенина с Ванессой Редгрейв, я не мог отказаться от контрактов с Кировским театром. Я решил, что в драматическом спектакле играть не буду. За меня сыграл Олег Меньшиков с большим успехом. Я был поражен, ведь Есенин - светловолосый. И в этой русой челке был его успех в глазах Айседоры - он ей напоминал сына. И любовь к нему на этом была построена. Она видела в Есенине своего взрослого сына.

Но создатели спектакля выкрутились, она его называла "мой темноглазый". А когда этот же режиссер решил поставить эту постановку в Японии, Олег Меньшиков был занят на съемках фильма "Утомленные солнцем", и не мог участвовать, и этот шанс вернулся ко мне через три-четыре года, когда я получил травму и четыре месяца не танцевал.

РГ | То есть вам судьба даровал повторный шанс?

Лиепа | Да. Это бывает. Если бы я не уехал в Америку в 1989 году к Барышникову, я бы в 36 лет никогда не уехал. Если ты до 30 лет не сделал карьеры, потом ее делать лень.

РГ | На ваш выбор отец сильно повлиял?

Лиепа | Родители на меня никогда не давили. Выбор был мой, только мой. То же можно сказать о моей сестре.

личный взгляд

Людмила Гурченко:

"Я знала несколько Марисов. Когда-то была прекрасная возможность прийти в Большой и восхищаться его "Видением розы" и блистательным Крассом в "Спартаке". Потом, в начале 70-х, Марис снялся в фильме "Четвертый" в драматической роли Джека Уиллера (там у него был и танцевальный номер), и наши пути постепенно начали сближаться. Да, именно в это время у нас, киноактеров, порой годами не снимавшихся, - появилась возможность выступать перед зрителями разных городов и, конечно, кое-что зарабатывать на жизнь. Программа называлась "Товарищ Кино". В одной из таких выездных программ участвовал Марис Лиепа. Его танец из фильма "Четвертый" начинался на экране, затем вспыхивал свет, и Лиепа продолжал танец уже на сцене. Это казалось таким новым, таким неожиданным! Зал стонал, стонали за кулисами все "звезды" советского кино, потому что Марис был феерически красив! Как бес!

Ах, эта его манера стоять, сидеть, говорить на хорошем русском языке с точными падежами, но с изящным прибалтийским акцентом!

Ах, этот тонкий аромат слабых духов - так и хотелось приблизиться и вдохнуть!

Он был опасен. Вот это - точное слово. Он был эротичен. И я в самом изящном поклоне пригласила его на современный танец. Что меня подняло? Не знаю. Но со мной всегда так. И только потом становится понятно, почему это произошло. Марис как-то элегантно упирался, о чем-то раздумывал, сделал несколько ленивых шагов к освещенному пятачку, и - ей-богу! - у меня грешным делом даже мелькнула мысль: "А может, он просто (простите!) не умеет танцевать эти современные танцы?!" Через несколько лет, в 1978 году, когда мы танцевали в моем телевизионном "Бенефисе", все движения современного танца он долго обдумывал. Но когда взмывал в своих родных "фиоритурах", я, чтобы поспеть за ним, играла чем могла: стреляла глазами, взмахивала руками, как будто лечу следом!..

Я очень-очень часто думала о нем и о возрастном барьере танцовщика... Ах, какая короткая жизнь на сцене!.. Как же интересно общаться с художником, слушать его в 45, а не в 25! Но в 25 он взлетает, а в 45 - сцена улетает у него из-под ног... Вот парадокс жизни и профессии!.. Марис не мог, не мог пережить того, что он больше не летает!.."

Екатерина Максимова:

"У Мариса выросли двое талантливых детей. Когда они пришли в театр, Лиепе намекнули, что если он хочет, чтобы у них состоялась карьера, ему самому придется уйти. И он ушел..."