18.08.2006 01:00
    Поделиться

    Книга Гюнтера Грасса стала бестселлером еще до появления в магазинах

    "Эсэсовские саморазоблачения" всемирно известного немецкого писателя Гюнтера Грасса вызвали в Германии весьма противоречивую реакцию. И
    оказались, хотел он этого или нет, весьма удачным рекламным ходом. Вокруг его имени возник такой ажиотаж, что издательство "Штайдль-ферлаг" сочло необходимым досрочно запустить в продажу первый тираж мемуаров нобелевского лауреата "Счищая с луковицы шелуху" (см. "РГ" от 14 августа).

    Первоначально книгу планировалось предложить читателям 1 сентября. Однако она поступила на прилавки магазинов уже в четверг. В своих воспоминаниях 78-летний Гюнтер Грасс признался, что 17-летним юнцом вступил в войска СС.

    Ныне писателя, любимца немецких левых и пацифиста, которого нередко называли "совестью немецкой нации", многие упрекают не только в принадлежности к элитным гитлеровским боевым частям. Солдат этих подразделений обвиняли во многих военных преступлениях. Грасса обвиняют в том, что его признание запоздало на 60 с лишним лет.

    Грасс в ответ заявил: "Да, я оказался в рядах "ваффен СС", но не был причастен к каким-либо преступлениям. Однако все эти годы собирался однажды поразмышлять об этом в более широком плане". Именно это он делает в своей новой книге.

    "Сам Грасс постоянно преследовал буквально каждого из тех, кто скрывал свою политическую карьеру в нацистский период. Это двуличие и чудовищное лицемерие, я крайне разочарован", - говорит известный литературный критик Гельмут Карадзек. Бывший президент Польши Лех Валенса уже призвал обладателя Нобелевской премии по литературе за 1999 год отказаться от звания почетного гражданина Гданьска (в прошлом Данцига) - родного города знаменитого писателя. Вовсю звучат голоса с требованием лишить всемирно признанного писателя-моралиста и самой Нобелевской премии.

    В четверг немецкие газеты на первых полосах поместили репринт формуляра американского ведомства по делам военнопленных. В нем значится, что Гюнтер Грасс, попавший в плен 8 мая 1945 года в Мариенбаде (Чехия), проходил службу в танковой дивизии СС "Фрундсберг" в качестве заряжающего. Под документом стоит личная подпись будущего нобелевского лауреата.

    На защиту мэтра встали его коллеги по перу и известные политики. Так, скандально известный индийский писатель Салман Рушди заявил: "Статус Грасса определятся тем, что он является гигантской фигурой в мировой литературе. А не тем, что он юнцом попал в ряды СС".

    Видный деятель немецкой социал-демократии Эгон Бан в интервью газете "Франкфуртер рундшау" выразил мнение, что принадлежность Гюнтера Грасса к войскам СС, как и его долгое молчание по этому поводу, отнюдь не бросает тень на его творчество. А президент ФРГ Хорст Келер на встрече в Берлине с иностранными журналистами заметил, что такое признание сделать никогда не поздно. И добавил: "Нельзя вечно находиться в плену у своего прошлого".

    Карточка военнопленного, свидетельствующая о службе Гросса в СС, стала неплохой рекламой для его новой книги. Между тем войска СС традиционно комплектовались в основном из добровольцев. Их фанатизм и упорство в боях превратили эти части в элитные и самые боеспособные подразделения германских вооруженных сил. В 1944-1945 годах в эти войска стали направлять семнадцатилетних юнцов из молодежной организации "Гитлерюгенд", что не отразилось на боевых качествах "ваффен СС". Дивизия, в которой в 1944 году оказался молодой Гюнтер Грасс, начала формироваться во Франции годом раньше и вначале называлась "Карл Великий". В апреле 1944-го она была переброшена под Тернополь на центральный участок Восточного фронта и одновременно переформирована в 10-ю танковую дивизию СС "Фрундсберг". К июню 1944-го дивизия была передислоцирована во Францию, где участвовала в тяжелых боях с союзниками под Каном, Авраншем и Фалезом. После боев в районе Страсбурга в январе-феврале 1945 года дивизия была перемещена в Померанию, где сражалась в районе Штеттена (Щецин) и Старгарда. Остатки дивизии сдались в плен Красной Армии 5 мая 1945 года.

    Поделиться