Новости

24.08.2006 03:00
Рубрика: Экономика

Лишние мачты

Мощностей в море втрое больше, чем ресурсов

Откуда взялся избыток флота? В 1989 году основными пользователями водных биоресурсов на Дальнем Востоке были "Дальрыба" и рыбколхозы. В тот год весь улов в рыболовной зоне СССР, зонах других государств и открытом океане составил около пяти миллионов тонн. Добывающий флот насчитывал 923 судна, в том числе 193 крупнотоннажных, 490 средне-тоннажных, 240 малотоннажных. Промысел, в основном, был экспедиционным. В состав экспедиций входили суда промысловой разведки, добытчики и переработчики, транспортный и рефрижераторный флот, а также бункеровщики, ледоколы и другие вспомогательные плавсредства. Промысловая зона СССР для иностранных рыбаков была закрыта.

Приватизация 1992-1993 годов разрушила прежние хозяйственные связи. Иностранные зоны, в которых велся промысел при Минрыбхозе СССР, перестали осваиваться. Как следствие, в 1994 году улов дальневосточных предприятий упал более чем в два раза.

При отсутствии внятной государственной политики в рыбной отрасли крупнотоннажникам разрешили работать в Охотском море без ограничений. Также в Охотоморье в массовом количестве был допущен иностранный флот. В 1996 году на промысле в экономзоне России уже работали 1553 судна, в том числе 300 крупнотоннажных, 882 среднетоннажных, 351 малотоннажное. Такой флот мог добыть до восьми миллионов тонн рыбы, хотя разрешенный объем вылова был меньше более чем в два раза. В 2000-2002 годах производственные мощности добычи на всем Дальнем Востоке превысили ресурсную базу в три раза. Избыток добывающего флота привел к массовому браконьерству и снижению запасов наиболее эксплуатируемых объектов промысла в 5-6 раз.

В 2004 году реестр дальневосточного флота насчитывал уже более 1700 судов. Для освоения же общедопустимого улова   было достаточно 1110 единиц. Излишек крупнотоннажных судов составил 60 процентов, среднетоннажных и малотоннажных - до 30.

На 7 июня 2006 г. в Петропавловском морском рыбном порту зарегистрированы 480 судов, способных выловить 1,47 миллиона тонн рыбы в год. Это почти втрое превышает объем выделяемых Камчатке квот и примерно соответствует возможностям ее рыбопромышленного комплекса на начало 90-х годов.

Решать проблему избытка флота должно государство. До середины 90-х оно еще пыталось сдерживать баланс между его количеством и количеством ресурсов. Получить разрешение на покупку, переоборудование или постройку промыслового судна было не так просто. Надо было доказать, что ты можешь обеспечить его эффективную загрузку квотами. И сначала приходилось доказывать это на местных рыбохозяйственных советах. А советы в те времена наполовину состояли из рыбаков, которым не пустишь пыль в глаза.

Судно сегодня дешевле квот. Купить его за границей и привезти в Россию почти так же просто, как автомобиль. А зарегистрировать еще проще. Оно даже может не заходить в российский порт. С 90-х годов группы Российского морского регистра стали выезжать в зарубежье, чтобы прямо там оформлять суда, купленные нашими коммерсантами. Появились предпосылки оформления нескольких промысловиков по одним документам (природоохранной прокуратуре уже не раз приходилось иметь дело с "двойниками").

Немалую лепту в этот процесс вносит продажа конфискованных судов. Такие суда, как правило, принадлежат трансграничным преступным группам и зарегистрированы по всему миру. Но продают их или сдают в аренду там, где они попадают под арест. Прежде всего, в Петропавловске, куда морских нарушителей приводят пачками. Ясно, кто их возьмет, и чем они будут заниматься. Уважаемой крупной фирме с историей и квотами эти суда явно не нужны. Она не знает, куда свои девать. В итоге получается, что государство само увеличивает браконьерский флот.

В нашей стране пока не определена ответственность за создание избыточных мощностей по добыче водных биоресурсов. А пора бы.

18 февраля 2006 года президент России подписал федеральный закон "О принятии Российской Федерацией Устава продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО)". Согласно нему наша страна обязана привести свое законодательство в области рыболовства в соответствие с нормами международного права вообще и нормами ФАО в частности.

А нормы ФАО - в глобальном кодексе ведения ответственного рыболовства, который был принят 31 октября 1995 г. Его подписали более чем 150 стран мира. Главная задача кодекса - сохранение и долговременное устойчивое использование рыбных ресурсов. Для этого предусмотрены такие меры, как ведение мониторинга мощностей рыболовного флота, недопущение их избытка, при наличии избытка - его сокращение.

В этой сфере нам пригодился бы зарубежный опыт. Европейское сообщество в рамках общей политики рыбных промыслов  создало механизмы сокращения рыболовных мощностей: утилизация судов, многосторонние соглашения, двухсторонние соглашения, создание совместных предприятий, помощь в развитии рыбных промыслов. Каждый из пунктов подкреплен финансами и экономическими стимулами, побуждающими рыбаков избавляться от лишних судов.

В 90-х годах в связи с ухудшением ресурсной базы Южная Корея приняла программу перестройки рыбной отрасли: государство выкупило у коммерсантов около 500 судов и утилизировало их. В 1999 году в целях экономии средств корейцы начали искать способы передачи части своего флота другим странам на следующих условиях: продажа, обмен на рыболовные квоты, лизинг, натуральный взнос в уставный капитал совместных компаний. Большинство этих судов сейчас работает в российских морских водах без должной регистрации и не обеспечено квотами.

В Японии и Южной Корее также действует разрешительная система приобретения рыболовного флота. Если государство не может обеспечить судовладельца биоресурсами, оно обязано компенсировать ему финансовые потери, включая выплаты в размере несаммортизированной части стоимости судна. А судно выводится из эксплуатации и, как правило, утилизируется.

Да, сокращение флота имеет негативные последствия. Одно из них - ликвидация рабочих мест и, следовательно, новые безработные. Но к этому ведет и чрезмерный промысел. Если сырьевая база будет уничтожена (а это вполне реальная перспектива), без работы останутся все рыбаки.

Сокращение флота должно быть хорошо продуманной, поэтапной процедурой, которая сводит к минимуму все побочные эффекты. Но это надо делать. Баланс между добывающими мощностями и биомассой - одно из главных условий эффективного развития рыбного хозяйства. Только при его наличии рыбопромышленники могут работать стабильно и с перспективой планировать свою деятельность.

Экономика Отрасли Ресурсы Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край Владивосток
Добавьте RG.RU 
в избранные источники