Российская газета: Александр Васильевич, что сейчас происходит на месте катастрофы?
Александр Нерадько: Только что обнаружены бортовые самописцы. Они в удовлетворительном состоянии и будут направлены в Москву на расшифровку. Сейчас ожидаем прибытия самолета из Пулково с родственниками погибших.
РГ: Какие главные рассматриваются версии трагедии?
Нерадько: Хочу подчеркнуть: не бывает какой-то одной причины. Любая авиакатастрофа - это всегда сочетание нескольких неблагоприятных факторов. И эти факторы как раз предстоит выяснить. Можно предположить, что самолет попал в зону активной грозовой деятельности, в условия, связанные с возникновением высокой турбулентности воздуха. В том районе, где проходил полет Ту-154, отмечалась крайне сложная метеорологическая обстановка. Могу сказать, что такие высокие грозы бывают очень и очень редко.
РГ: Что имеется в виду?
Нерадько: Высота кучево-дождевой облачности - 13-15 километров. Подобная погода крайне редка в европейских регионах. Конечно, это достаточно неординарное явление. И попадание самолета в такую метеообстановку может носить самые непредсказуемые последствия. Ту-154 мог на большой высоте испытывать вертикальные порывы воздушных масс, которые обладают огромной энергией и способны повлиять на поведение самолета. Такие случаи были и с более тяжелыми машинами, например с "Боингом-747". Но это первое предположение. Последняя метка, которую мы наблюдали на нашей автоматизированной системе управления воздушным движением во Внуковском центре, относится к высоте 12 400 метров. Это очень большая высота.
РГ: Экипаж пытался обойти грозовой фронт?
Нерадько: Возможно, он сначала уклонялся от него, а потом попытался забраться на большую высоту. Расшифровка бортовых самописцев покажет, что же произошло на самом деле.
РГ: Их сразу отправят в Москву?
Нерадько: Думаю, да. Будут также проанализированы записи наземных средств управления воздушным движением. Можно проследить по отметкам вторичного локатора высоту и скорость полета. И, построив динамическую картину, определить - действительно ли стихия забросила самолет на такую высоту. Либо это были сознательные действия по преодолению высокой облачности.
РГ: Диспетчерские службы о размерах грозового фронта знали?
Нерадько: Экипаж, диспетчеры пользуются фактической погодой, получая информацию от гидрометеоцентров, станций наблюдения, спутниковых снимков, ориентируются на прогноз, а также данные бортового радиолокатора. Все это тоже предстоит изучить в ходе расследования.
РГ: В свое время экипаж авиакомпании "Сибирь" сумел ночью благополучно посадить Ту-154 при отказе всех трех двигателей. Некоторые говорят, что попытка посадить самолет была и здесь?
Нерадько: Здесь не было. Самолет упал с большой вертикальной скоростью практически без поступательной скорости, о чем свидетельствует очень небольшая зона разброса обломков. Самолет упал практически плашмя.