Российская газета | Андрей, нормальные папы по выходным ходят с детьми в зоопарк, на футбол и в кино. Но папы - народные артисты СССР такую роскошь себе позволить не могут. В вас жило много детских обид?
Андрей Леонов | Обиды возникали в основном из-за моего очень эгоистичного поведения. Когда я что-то требовал в подарок, не просил, а именно мерзко требовал, то вот если эти требования не выполнялись, я обижался. И пока не получал желаемое, мучил папу, который в силу своего характера был совершенно безотказен в отношении нас с мамой. Его доброта действительно не знала границ.
РГ | Он вообще производил впечатление человека, к которому грязь не липнет.
Леонов | Нельзя из него совсем святого делать. Он мог на партбюро сорвать свой пиджак и начать топтать его, когда Евгения Урбанского выгоняли из Театра Станиславского. Он тогда кричал, но это был крик в защиту друга... Конфликты возникали и на какой-то мелкой бытовой почве. Например, мы ссорились на даче: делать лужайку или сажать клубнику?
РГ | Как у него в принципе складывались отношения с бытом? Трагично, комично или он был совсем безбытен?
Леонов | Складывались достаточно хорошо для того, чтобы он мог не замечать быта. Он был любим своими родителями, бабушка была домохозяйкой, воспитывала его и папиного брата - дядю Колю, а когда растешь в большой дружной семье, то ощущаешь себя обогретым и защищенным. И моя мама Ванда всегда хорошо следила за домом, так что у него не было каких-то бытовых проблем: быт был налажен. Он был всегда любим и всегда окружен заботой. Иногда, правда, жаловался приятелям: такое одиночество вокруг... Отчего одиночество рождается у людей?
РГ | От жизни.
Леонов | Да, когда не все так складывается, как хотелось бы. Ведь он ушел из Театра Станиславского. Недолго проработал в Театре Маяковского. К сожалению, я не видел спектаклей "Дети Ванюшина" и "Человек из Ламанчи", но за короткий срок он сыграл в Театре Маяковского все-таки очень значительные роли. Ну, иногда и мы ему подкидывали проблем. В 9-м классе я ухаживал за девочкой и поехал куда-то на "Ждановскую", стесняясь к ней подойти, и просто шел за ней слепо, не зная куда. И только, когда я потерял ее в толпе и понял, что пора возвращаться обратно, оказалось, что я сел в самый последний поезд в метро. А когда приехал на "Фрунзенскую", увидел отца в окружении милиционеров. Я к нему подошел: "Пап, чего ты здесь делаешь - ночь же уже?" Он говорит: "Тебя, сынок, ловим, по всем станциям объявляют". Я поразился: "А чего же ты стоишь в стороне, около метро, а не на станции?" - "Я автографы даю милиционерам". Я помню, даже обиделся, что он в такой серьезный момент поисков сына отвлекался на автографы.
РГ | А сказки он вам, наверное, вообще идеально читал. Когда вы ребенком смотрели мультфильмы, вы осознавали, что лучший в мире Винни-Пух - ваш отец?
Леонов | Сказок он мне совсем не читал! Он уезжал на гастроли, привозил кучу игрушек и убегал на съемки. Что касается Винни-Пуха, то, когда я был маленьким, больше всего меня интересовала техническая сторона вопроса: почему озвучивал он, а голос с экрана шел не его? Когда он мне пытался объяснить, что увеличивали скорость, я долго не мог понять, для меня все равно папа был отдельно, Винни-Пух - отдельно. И только потом, с возрастом все соединилось.
РГ | Когда сами стали актером?
Леонов | Когда я стал студентом. Я тогда перешел границу стеснительности и стал просить, чтобы он мне какие-то вещи разъяснил. Мы даже целой группой студентов приходили, показывали ему отрывок, и он нам помогал, разбирал взаимодействие...
РГ | Расскажите пожалуйста, как Евгений Павлович Леонов "сорвал" вам мхатовскую паузу.
Леонов | Это случилось в спектакле "Вор". Мы играли вместе, по мизансцене я опустил голову ему на колени, замер и, как мне показалось, взял великую паузу - это когда все на тебя смотрят, перестают шуршать программками и переспрашивают: кто этот мальчик, кто же? Ай, наконец, гений родился! И вот эта моя пауза все длилась и длилась, пока отец не толкнул меня и не шепнул на ухо: "Сынок, ну ты текст-то говорить будешь? Проснись!" Тогда я думал, что он оскорбил мою романтическую линию. И у нас начинались первые творческие конфликты.
РГ | Андрей, как складывается судьба внука Евгения Павловича - вашего сына Евгения? И сколько прошло с тех пор, как он вас спросил: "Пап, а когда я вырасту и стану актером, Марк Захаров еще будет работать в Ленкоме?"
Леонов | Тогда ему было лет десять. Сейчас он уже окончил гимназию с театральным уклоном, хочет поступать в театральный институт: пойти по стопам дедушки. В нем многое угадывается дедушкино. Глаза его... Я чувствую, по характеру он более спокойный, как и Евгений Павлович.
РГ | Каков будет ваш распорядок дня 2 сентября?
Леонов | Это, конечно, шутка, что все театральные люди, у которых день рождения летом, обречены на одиночество, но что-то в ней есть. Потому что отпуск обычно еще не заканчивается. Все в разъездах. И ты остаешься или с самыми близкими людьми, или с теми, кто не получил путевку в Дом актера... К нам в сентябре приходили только самые близкие. Конечно, и сейчас будут звонить, поздравлять маму с этим днем. Да, многие помнят. Александр Викторович Збруев, Олег Иванович Янковский, Елена Шанина, Александр Абдулов всегда тепло о папе говорят. Кстати, как спектакли, так и люди долго не живут, превращаются в легенду. А легенды пересказываются друг другу, и люди все равно остаются жить - в воспоминаниях.
РГ | Рассказывали, что Евгений Павлович Леонов не умел болеть. Только после сложнейшей операции перед спектаклем спрашивал у дежуривших в театре врачей: у меня ничего не оторвется? А дальше выходил на сцену, где забывал и про больное сердце, и про операцию...
Леонов | Он все переносил на ногах. Ругали его за это!.. Курил ужасно много - кашель его постоянно сопровождал. На всех документальных съемках он с сигаретой. После операции, конечно, пришлось бросить...
РГ | Последний вопрос самый сложный. Как вы с мамой учились жить без него?
Леонов | Конечно, с годами острая боль уходит. В этом, может, и не стоит публично признаваться, но у мамы и у меня до сих пор возникает депрессия, связанная с папой, которая останется с нами на всю жизнь. Но, несмотря на то что так тяжело, папа же все время рядом - на экране. Все равно я чувствую его присутствие. Включаю телевизор - и вдруг он появляется. И я вижу доброе, улыбающееся именно мне его лицо...